Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования — за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. Таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом». Оно проводится уже во второй раз.
Образование
Предпринимательство — это призвание? Возможно. Но учиться его основам стоит если и не всем, то очень многим — в том числе и потому, что это развивает способность действовать проактивно. А где учить предпринимательству, если не в вузах? Они подходят для этого больше всего. Пока же такая инфраструктура в высшем образовании только складывается и выглядит довольно хаотичной. Общую картину проанализировали на круглом столе «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы».
Ее основная тема — «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха». XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования в этом году проводится в НИУ ВШЭ вместе со Второй всероссийской ИОТ-конференцией, посвященной индивидуальным образовательным траекториям. В течение трех дней исследователи обсудят, какие ответы университеты дают на новейшие вызовы, в том числе в области укрепления технологического суверенитета России.
В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.
Институт образования НИУ ВШЭ является основным организатором Конкурса инноваций в образовании (КИвО), который, как и в прошлом году, имеет международный статус. Помимо российского трека, состоится «КИвО-Казахстан», а также впервые — «КИвО-Армения» и «КИвО-Грузия». Заявки принимаются онлайн в течение полутора месяцев. Абсолютный победитель получит образовательный грант, победители в номинациях — призы от партнеров.
В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.
Первая в этом году программа повышения квалификации для директоров таких школ и их заместителей на тему «Современные модели и инструменты управления образовательной организацией для улучшения образовательных результатов учащихся» стартовала в апреле. Ее слушателями стали 74 человека из 15 субъектов Федерации. Обучение рассчитано на месяц и проводится с использованием дистанционных технологий.
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.
30 лет назад распался Советский Союз. К этой дате исследователи из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского приурочили первые результаты своего большого проекта. Он посвящен внешкольному образованию в странах бывшего СССР. Его изучают в самых разных аспектах, по итогам этой работы появится целая книжная серия. На вторничном семинаре обсудили исследование инфраструктуры внешкольного образования.