• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

Учитель должен стать консультантом по риску

Учитель должен стать консультантом по риску
Школа делает ставку на индивидуальные треки для каждого ученика – да, пока больше на словах, но этот тренд уже нельзя отрицать. Это хорошо, но нужно подготовиться к новым рискам. «Я за индивидуальный подход, но боюсь неожиданных эффектов в виде неравенства», – так научный руководитель Инобра Исак Фрумин подытожил свое выступление на Шанинской конференции. Он прочитал доклад «Как индивидуальные образовательные траектории усиливают образовательное неравенство?» и определил его жанр как «провокацию для размышления». Рассказываем о главном.

Школу и вуз ждут великие измерения

Школу и вуз ждут великие измерения
Аспирантская школа по образованию ВШЭ продолжает набор на трек «Измерения и оценивание в образовании». Те, кто на него поступит, смогут участвовать в нескольких масштабных проектах по  созданию новых инструментов измерений в образовании. Их запуск поможет лучше представить российские вузы в мировых рейтингах, повысит мобильность студентов и даст больше шансов выпускникам с российскими дипломами. А инструмент для школы позволит учителям точнее настраивать учебную программу под каждого ученика. Для аспирантов Инобра – это возможность начать научную карьеру с масштабных проектов и стабильной работы в Центре психометрики и измерений в образовании. О трех новых проектах рассказали сотрудники центра Елена Карданова, Екатерина Орел и Алина Иванова.

«Навязчивые» родители начинают и проигрывают

«Навязчивые» родители начинают и проигрывают
Кашу маслом не испортишь, а вот с кружками и секциями такая логика, похоже, не работает. Ребенка вполне можно «испортить» слишком высокой внеклассной активностью, и в принципе чрезмерным участием в его учебе. Такой вывод можно сделать из исследования, которое провели сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского и Центра социокультурных исследований. Они впервые изучили, как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы.

Погода в школе

Погода в школе
Какие услуги востребованы вузами и школами, в чем им могут помочь внешние консультанты – изучили сотрудники Инобра. Они представили обзор современных видов консалтинга в управлении образовательными организациями. Это все еще новая сфера для российского образования, хотя крупные структуры (в первую очередь, вузы) все активнее полагаются на внешних консультантов и передают часть задач на аутсорсинг. На западе бизнес, научные центры, фонды помогают образовательным организациям давно. Авторы статьи изучили, какие услуги востребованы в образовании во всем мире.

Школы не готовы платить

Школы не готовы платить
Весной посещаемость образовательных платформ в России выросла на тысячи процентов. Ресурсы, которые вчера были интересны только самым продвинутым, на удаленке оказались нужны всем. Рынок попытался этим воспользоваться: большинство крупных EdTech-игроков сделали свои ресурсы бесплатными, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Удастся ли их удержать – эксперты спорили еще весной. Теперь можно подводить итоги. Научные сотрудники Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Никита Кожевников и Иван Карлов изучили, как росла и падала популярность основных платформ на протяжении 2020 года.

Каким будет «новый офлайн»?

Каким будет «новый офлайн»?
С понедельника большинство вузов работают очно. Как будет выглядеть «живая» учеба теперь и что хотят студенты после года в дистанте – рассказывает научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова.

Пять опор для прекрасной школы будущего

Пять опор для прекрасной школы будущего
Инобр открыл набор в аспирантуру на трек «Измерения и оценивание в образовании». Его придумали и разработали вместе с школой Линча Бостонского колледжа, одним из сильнейших психометрических центов, и Всемирным банком. Трек – своего рода представительство точных наук в гуманитарной аспирантуре: на него поступают и математики, и те, кто занимался статистикой, но заинтересовался новыми возможностями, которые открывает сфера образования. Эти возможности велики – доказывает опыт первых выпускников трека, которые получают дипломы аспирантуры (и, надеемся, следом PhD) в этом году. Каждый из аспирантов работает над инструментом или методикой, которые уже востребованы в российской школе. Это части масштабных проектов, которые должны изменить к лучшему школьную жизнь, учебу и будущее сотен и тысяч людей. Рассказываем про первую пятерку работ выпускников «Измерений и оценивании в образовании», выходящих на защиту.

Вузы не хотят больше онлайна

Вузы не хотят больше онлайна
Большинство университетских преподавателей негативно настроены по отношению к дистанту. По их мнению, если онлайн-учеба будет преобладать и дальше, это снизит качество обучения. Директор Центра социологии высшего образования Инобра Евгений Терентьев приводит такие данные в докладе, опубликованном в рамках Мониторинга экономики образования. По мнению автора, надо внимательнее изучать настроения преподавателей и студентов, чтобы «возможные негативные эффекты» не стали реальностью.

Младенцев вернут в систему образования

Младенцев вернут в систему образования
Государству нужно увеличивать охват дошкольным образованием детей в возрасте до трех лет. Об этом заявляют ведущие научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании Ирина Абанкина и Людмила Филатова. Это поможет не только скорректировать развитие детей, но и достичь «не образовательных» целей, важных для общества и экономики: родители смогут вернуться к активной работе. Им будет легче завести еще одного ребенка – таким образом улучшится демография. Эксперты рассчитали, как повышать охват дошкольным образованием по годам, чтобы достичь поставленных государством целей.

Бюрократия тянет вузы обратно в СССР

Бюрократия тянет вузы обратно в СССР
Первые магистратуры появились в России еще в девяностых и были ориентированы на сложившиеся в вузах научные школы и кафедры. Такие “протомагистратуры” были направлены, как правило, на углубленное академическое знание и будущую научную карьеру магистранта. В 2003 году началось вступление России в Болонскую систему, которую вузы встретили скорее настороженно. С того момента прошло полтора десятка лет, но отношение преподавателей к Болонской системе, переходу на двухуровневое высшее образование и реформам высшей школы остается достаточно «прохладным».