• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе

Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.

Разрыв коммуникации

Разрыв коммуникации
На дистанте всем было трудно не только с непривычки или по техническим причинам. Проблемы лежат глубже: школа и ученик говорят на разных языках. Это касается и модели общения педагога с детьми, и того, как написаны учебники. Но главное – устарели представления школы о мере самостоятельности детей, о том, что они могут, а что не могут решать сами. Такие выводы делают эксперты Инобра Мария Добрякова и Олеся Юрченко в докладе «Дистанционное обучение в школе: три уровня коммуникативных трудностей».

Вузам пора объединяться в сеть

Вузам пора объединяться в сеть
Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».

Антистресс для школы

Антистресс для школы
Учителя, которым не помогают ни коллеги, ни семьи учеников, больше других подвержены стрессу и выгоранию – это подтвердило недавнее исследование Инобра. Как лучше организовать такую помощь, предложили выпускники программы «Управление образованием». На защите дипломных работ Леонид Паштон представил модель, которая поможет педагогам одной школы эффективно сотрудничать, чтобы достигать высоких образовательных результатов. Наталья Сченснович – методику измерений, чтобы выстраивать партнерство семьи и школы и коммуникацию с родителями. Александр Стариков – схему, которая помогает школе принять реформы и изменения. 

«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»

«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»
На одну и ту же пандемию школьники разных стран отреагировали по-разному. Такой вывод позволяет сделать «Школьный барометр», масштабное исследование, которое проводилось в четырех странах – России, Швейцарии, Германии и Австрии. Отличия в причинах стресса учеников позволили сравнить системы образования с новой точки зрения. Один из выводов, прозвучавших на вторничном семинаре Инобра – в российской школе надо развивать самостоятельность детей и подростков. Пока на фоне Европы она хромает.

Синим воротничкам сэкономят два года учебы

Синим воротничкам сэкономят два года учебы
В России могут появиться общие программы вузов и колледжей, которые позволят сэкономить студентам два года и дать возможность учиться по альтернативному – практико-ориентированному треку. Пока эту модель планируют опробовать на одной из программ Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), но в перспективе ею смогут воспользоваться до 15% российских студентов колледжей. Эксперимент поддержали в Минобрнауки в рамках программы федеральных инновационных площадок. Авторы проекта –  выпускницы магистерской программы «Управление в высшем образовании» этого года, сотрудницы КНИТУ-КАИ: Марина Никандрова и Екатерина Загребина. Проект стал для них выпускной квалификационной работой.

Оценки перестали отражать реальность

Оценки перестали отражать реальность
Система оценки знаний в колледжах нуждается в модернизации, дистант показал ее некорректность. Такой вывод делает аналитик Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ Ксения Анисимова в докладе, опубликованном в рамках Мониторинга экономики образования. По итогам интервью с педагогами организаций СПО она обобщила проблемы в работе со студентами, которые выявила пандемия.

Кружки становятся дорогим удовольствием

Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.

Не цифрой единой

Не цифрой единой
Конкурс инноваций в образовании начал прием работ. У тех, кто предлагает новаторские идеи для учебы, создает новые приложения и форматы, есть два месяца на подачу заявки. В этом году на КИвО стало больше номинаций, партнеров и экспертов, которые будут оценивать работы. А еще конкурс впервые вышел за границы России – его «зеркало» появилось в Казахстане.

Надо позволить школе честно говорить о проблемах инклюзии

Надо позволить школе честно говорить о проблемах инклюзии
«Образование должно быть инклюзивным»: российская школа живет по этому принципу уже десяток лет. Время показало, что реальное отношение к инклюзии в школах и обществе бывает разным и иногда не вполне адекватным. Вплоть до того, что в ней видят только инвалидность, – это можно встретить и в заявках на гранты, и в высказываниях некоторых педагогов. Так описала ситуацию Елена Ярская-Смирнова, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции ВШЭ. На открытом семинаре по образованию она рассказала, какой путь прошел этот термин, в чем причины массовых заблуждений и что сделать, чтобы инклюзия стала темой для честных обсуждений.