• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

Инобр ждет своих олимпийцев

Инобр ждет своих олимпийцев
Олимпиада «Высшая лига» принимает заявки до 21 февраля. ВШЭ проводит ее для студентов и выпускников любых российских вузов. В этом году Инобр курирует отдельное направление олимпиады – «Образование и педагогика». Успешное участие в нем даст льготы при поступлении на наши магистерские программы. Вы сможете зарегистрироваться для участия по образовательному направлению, а также в 37-ми других: можно выбрать сразу несколько.

Рабочие на грани вымирания

Рабочие на грани вымирания
Когда-то в СССР было начальное и среднее профессиональное образование. К начальному относились, например, трактористы, монтёры, повара. В структуру среднего профобразования входили более сложные специальности – вроде фельдшера или медсестры. Это деление сохраняется в колледжах и сегодня. Одни программы  относятся к «квалифицированным рабочим», другие – к «специалистам среднего звена» (в документах это названо жутковатыми аббревиатурами ППКРС и ППССЗ). Что радикально изменилось по сравнению с прошлым? – соотношение между долями обучающихся на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Численность будущих рабочих стремительно сокращается. Об этой проблеме предупреждают эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда Вышки. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.

Методом игр и ошибок

Методом игр и ошибок
Отсев на онлайн-курсах достигает 90% слушателей. Когда ты наедине с монитором, проще отвлечься и труднее заставить себя учиться, чем в «живом» классе. Как усилить вовлеченность – главный вопрос для тех, кто ведет дистанционные занятия. Методисты школы Skyeng изучила свой и чужой опыт – как удерживать внимание учеников  и повышать их мотивацию. Выводы собраны в книге «Создание и использование образовательного контента», изданной в серии «Современная аналитика образования».

Учителя под бумажным завалом

Учителя под бумажным завалом
Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.

Вышка и Skyeng начинают вместе исследовать онлайн-образование

Вышка и Skyeng начинают вместе исследовать онлайн-образование
В Институте образования ВШЭ открылась базовая кафедра компании Skyeng. Задачами совместной кафедры станет создание более быстрых и эффективных инструментов в онлайн-образовании, исследования и подготовка специалистов в этой области.

«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу

«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу
Проектирование школьного образования на основе больших идей помогает упорядочить и обобщить знания из разных предметных областей, согласовывать программы между собой и тем самым оптимизировать учебное время. На вторничном семинаре рассказали о преимуществах такого подхода и о том, как большие идеи можно превратить в учебное содержание.

Общежитие – перевалочный пункт или среда для учебы?

Общежитие – перевалочный пункт или среда для учебы?
Как помочь студентам развивать навыки и социальные связи? Нужно ли это сделать только в аудитории? Исследователи Центра социологии высшего образования Оксана Дремова и Ирина Щеглова рассказали об идее учебных сообществ на базе общежитий. Если вузы заинтересуются этой концепцией, можно ждать рост успеваемости среди студентов, как произошло во многих зарубежных университетах.

Нервы не выдерживают

Нервы не выдерживают
Пандемия изменила структуру спроса на онлайн-курсы по всему миру. Одни профессии оказались неперспективными для «удалёнки», другие пережили всплеск востребованности. Разумеется, вырос спрос на всё, что связано с цифровыми навыками. Но даже они не смогли конкурировать с массовым интересом к развитию социально-эмоциональных навыков. Исследователи Центра развития навыков и профессионального образования Вера Мальцева и Наталья Розенфельд проанализировали, как учились взрослые в 2020 году. Доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования.

«Эффективные школы» под подозрением

«Эффективные школы» под подозрением
Советский Союз распался 30 лет назад, осколки некогда общей школьной системы уже мало похожи друг на друга. Но, оказывается, если сравнить системы оценки образования в деталях, можно увидеть общие проблемы – и понять, на какие примеры равняться, чтобы их разрешить. Такой опыт проделали эксперты семи стран, объединенные в рамках общего проекта Шанинки и Инобра. Результат их работы – монографию под редакцией Виктора Болотова, Ростислава Горбовского и Елены Ленской – выпустила Вышка.

Неравенству нашли еще одну причину

Неравенству нашли еще одну причину
Неравенство называют одной из главных проблем российской школы. Особенно часто о нем говорили в ушедшем году, когда разный доступ к интернету, компьютерам и смартфонам обострил проблему. Основные «слагаемые» неравенства давно изучены и измерены: есть много исследований, как влияют на оценки доход и статус семьи, размер населенного пункта. Есть еще один фактор: контингент школы, или, как это называется официально, «социально-экономическая композиция» (СЭК). Но точных оценок влияния не было: вклад школы редко можно отделить от вклада индивидуальных способностей учеников. Подсчитать его удалось Юлии Керша из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского.