• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

Дистант выставляет проблемы студентов напоказ

Дистант выставляет проблемы студентов напоказ
Студентам из низкодоходных семей было труднее учиться онлайн во время пандемии, чем их более обеспеченным сокурсникам. Отчасти из-за разных технических возможностей. Но есть и менее очевидные причины: другие навыки работы в онлайне, худшая коммуникация с преподавателем и даже такие «мелочи», как нежелание показывать свое жилье по видеосвязи. Факторы и масштабы неравенства студентов, проявленного дистантом, изучили научные сотрудники Центра социологии высшего образования Сауле Бекова, Евгений Терентьев и Наталья Малошонок. Их статья опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».

Взрослым нужен шанс на другую профессию

Взрослым нужен шанс на другую профессию
Годы после университета – самые сложные: выпускник сталкивается с «асфальтом реальности» и понимает, что, может быть, выбрал не ту профессию. Переучиться, вроде, и не поздно, но как это сделать? На открытом семинаре ВШЭ по образованию Михаил Янович, руководитель «Яндекс.Практикум», рассказал об опыте создания площадки «второго шанса», рассчитанной на тех, кто разочаровался в своей специальности.

Врачи и художники не увидели будущего в онлайне

Врачи и художники не увидели будущего в онлайне
Еще когда началась пандемия, западные эксперты предложили с осторожностью использовать термин «дистанционное обучение». В некоторых случаях корректнее называть то, что происходило, термином Emergency Remote Teaching – экстренное удаленное преподавание. Это вполне применимо к опыту студентов прикладных специальностей, которые оказались в самой тяжелой ситуации в условиях пандемии. Об этом пишут сотрудники Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова, Ксения Вилкова и директор Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Геннадий Егоров. Их статья «Этому невозможно обучить онлайн» опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».

Вузы готовят себе агентов

Вузы готовят себе агентов
Студентов нужно учить предпринимательству – это поможет развивать их агентность, то есть умение быть активными, самостоятельными и менять мир под себя. Однако пока вузовские программы далеки от выполнения этих целей. То, чему учит высшая школа, похоже, скорее, на «квазипредпринимательство» – и это не только российская проблема. Ее изучил Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.

Дистант проявил новую грань неравенства

Дистант проявил новую грань неравенства
Насколько успешно ребенок адаптируется к онлайн-учебе – зависит от профессионального опыта родителей. Такой вывод делают Мария Добрякова, Елизавета Сивак и Олеся Юрченко в очередном бюллетене в серии Мониторинга экономики образования. Авторы назвали характер профессиональной деятельности родителей фактором неравенства в образовании – не менее важным, чем доход семьи, качество интернета или наличие электронных устройств.

«Проклятье» российского образования отменяется

«Проклятье» российского образования отменяется
В вышкинской серии препринтов «Проблемы рынка труда» вышло исследование Ростислава Капелюшникова – члена-корреспондента РАН, главного научного сотрдуника ИМЭМО РАН и заместителя директора Центра трудовых исследований ВШЭ. Оно посвящено проблеме отдачи от образования и опровергает данные об аномально низких показателях для России. В последние годы они господствовали в науке, ими оперирует, в частности, Всемирный банк. Эксперты Инобра считают, что новые оценки представляют российское образование в намного более привлекательном свете.

Парадокс успешной сельской школы

Парадокс успешной сельской школы
Села в России стремительно пустеют, и это прямо влияет на положение сельских школ – создать там условия для качественного образования становится всё сложнее. Но парадокс ситуации состоит в том, что практики резильентных школ (тех, которые добиваются лучших результатов, чем большинство тех, кто работает в схожих условиях) во многом нацелены на то, чтобы подготовить выпускников к городской жизни – и эффективны в этом.

«Якутские бриллианты» для образования

«Якутские бриллианты» для образования
В мегаполисах и небольших селах, в центральных и отдаленных регионах возможности у детей разные. Это неравенство подтверждено многими исследованиями: и по качеству образования, и по шансам для выпускников. В Хангаласском улусе Якутии выработаны и уже применяются три практики, которые помогают школам района вместе улучшать качество образования и таким образом повышать шансы выпускников. Они стали частью большого проекта социального воздействия, в котором участвует Инобр. О том, как работают эти практики, сотрудники института и якутские учителя рассказали на форуме «Стань выше с Вышкой!».

Идущие на ЕГЭ, приветствуем вас!

Идущие на ЕГЭ, приветствуем вас!
Студенты магистратуры Инобра провели фестиваль «ЕГЭ. Инструкция по выживанию». С лекцией «Тесты с высокими ставками» выступила Инна Антипкина, соруководитель новой магистерской программы «Обучение и оценивание как наука». Приводим советы, как настраивать себя на важные экзамены и какие ловушки можно ожидать от тестов.

Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей

Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей
Принцип «обучение через игру» известен давно, но по-прежнему почти не связан с базовым образованием. Школы отдельно, а города профессий, парки развлечений и другие формы Edutainment отдельно, и такая картина – во всем мире. О том, какие элементы этого подхода школа может перенять, на открытом семинаре ВШЭ по образованию дискутировали российские, британские и американские ученые.