Сегодня, 8 ноября, выдающемуся деятелю российского образования Ефиму Когану исполнилось бы 80 лет. Он сочетал в себе качества неординарного интеллектуала – ученого, доктора наук, – и креативного, решительного практика. Ефим Яковлевич много сотрудничал с Институтом образования Высшей школы экономики и стоял у истоков магистратуры «Управление образованием». В память об этом неординарном человеке Вышка учреждает специальный грант, который поможет масштабировать и изучать опыт лучших управленцев в образовании.
Образование
Образовательный трек «через колледж в вуз или как можно раньше на рынок труда» становится все более популярным. О том, как трансформируется ландшафт системы профессионального образования, в том числе в период пандемии, рассказала Татьяна Львовна Клячко на вторничном семинаре.
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
Любой кризис либо активизирует инновационную деятельность, либо, наоборот, порождает затишье, когда все ресурсы направляются на оперативное решение задач и восстановление. О том, как инноваторы в сфере образования отреагировали на «шоки» пандемии, и какие возможности видят для дальнейшего развития при поддержке столичных школ, рассказали на вторничном семинаре сотрудники Лаборатории инноваций в образовании и представители стартапов.
Что происходит с высшим образованием в мировом масштабе, что теперь работает, а что нет – предстоит определять заново. Все долгосрочные прогнозы обнулились из-за пандемии. Делать новые предстоит на круглом столе Международной обсерватории трансформаций высшего образования – это будет встреча ведущих мировых экспертов. 30 октября ею завершится 11-ая конференция исследователей высшего образования.
Вложения в цифровую инфраструктуру вузов, которые делались до 2020 года, по сути, обнулились. Она оказалась почти бесполезна во время ЧП и дистанта. Это один из выводов исследователей образования, которые следили за переходом на удаленку с первых дней. Результаты этой работы обобщат Исак Фрумин и Мария Юдкевич на открытии Конференции исследователей высшего образования – она стартует завтра в 11:00.
Хотят ли вернуться к оффлайновой «классике» те страны, где ещё до пандемии делали ставку на онлайн-образование? Можем ли мы судить, какие решения оказались удачными, если «постковидная» реальность ещё не наступила? Это обсуждали на форуме «Открытые инновации»: специальная секция была посвящена CovEd и тому, как на вызов пандемии откликнулись системы образования и EdTech. Вёл дискуссию научный руководитель Инобра Исак Фрумин, а приглашёнными спикерами стали эксперты по образованию из Италии и Сингапура, руководство московского агентства инноваций и Рыбаков Фонда.
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2020 подвёл итоги: абсолютным победителем стал проект Tensy, платформа, на которой школьники учат друг друга. Помимо главного приза, Tensy собрал ещё несколько, в том числе как лучший «ответ на ковид». Обилие проектов, посвящённых обучению во время пандемии, стало особенностью конкурса этого года — для них даже учредили специальную номинацию CovEd.
В российских школах высокий уровень буллинга – примерно на треть выше, чем в среднем по миру. Это показало последнее исследование PISA. Возможно, российским педагогам стоит обратить внимание на современные мировые практики по борьбе с этой проблемой – в частности, на «позитивные психологические интервенции», которые начали применять в США и Европе. Чем они отличаются от старых антибуллинговых программ и как выглядят различные «позитивные уроки» в разных странах – рассказали заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан и психолог Алексей Ставцев (фонд «Собрание»). Их статья опубликована в журнале «Вопросы образования».