• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

COVID-удар по вузам

COVID-удар по вузам
Вложения в цифровую инфраструктуру вузов, которые делались до 2020 года, по сути, обнулились. Она оказалась почти бесполезна во время ЧП и дистанта. Это один из выводов исследователей образования, которые следили за переходом на удаленку с первых дней. Результаты этой работы обобщат Исак Фрумин и Мария Юдкевич на открытии Конференции исследователей высшего образования – она стартует завтра в 11:00.

Утраченные социальные контакты

Утраченные социальные контакты
Хотят ли вернуться к оффлайновой «классике» те страны, где ещё до пандемии делали ставку на онлайн-образование? Можем ли мы судить, какие решения оказались удачными, если «постковидная» реальность ещё не наступила? Это обсуждали на форуме «Открытые инновации»: специальная секция была посвящена CovEd и тому, как на вызов пандемии откликнулись системы образования и EdTech. Вёл дискуссию научный руководитель Инобра Исак Фрумин, а приглашёнными спикерами стали эксперты по образованию из Италии и Сингапура, руководство московского агентства инноваций и Рыбаков Фонда.

Инноваторы ответили на ковид

Инноваторы ответили на ковид
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2020 подвёл итоги: абсолютным победителем стал проект Tensy, платформа, на которой школьники учат друг друга. Помимо главного приза, Tensy собрал ещё несколько, в том числе как лучший «ответ на ковид». Обилие проектов, посвящённых обучению во время пандемии, стало особенностью конкурса этого года — для них даже учредили специальную номинацию CovEd.

Школа на позитиве

Школа на позитиве
В российских школах высокий уровень буллинга – примерно на треть выше, чем в среднем по миру. Это показало последнее исследование PISA. Возможно, российским педагогам стоит обратить внимание на современные мировые практики по борьбе с этой проблемой – в частности, на «позитивные психологические интервенции», которые начали применять в США и Европе. Чем они отличаются от старых антибуллинговых программ и как выглядят различные «позитивные уроки» в разных странах – рассказали заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан и психолог Алексей Ставцев (фонд «Собрание»). Их статья опубликована в журнале «Вопросы образования».

Неработающие мамы «рулят»

Неработающие мамы «рулят»
Родители всё активнее участвуют в образовании: этот тренд наметился еще до дистанта, когда мамы и папы оказались главными помощниками учителей. Тенденция общемировая: об этом говорит, например, растущая доля учеников частных школ повсюду – кстати, не только в богатых странах. А в России растет число тех, кто ходит в кружки и секции: это тоже показатель того, что семьям «не всё равно». Тем не менее, до сих пор мало исследований, в чем проявляется родительская вовлеченность. Ее изучила научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Кристина Любицкая – на днях она защитила степень PHD HSE in Education (это первая онлайн защита в Диссертационном совете НИУ ВШЭ по образованию). Поздравляем и рассказываем, какие типы поведения родителей в формировании образовательного пространства детей выделила Кристина в своей диссертации и как это поможет школе

Принцип цифровых технологий противоречит классно-урочной системе

Принцип цифровых технологий противоречит классно-урочной системе

Школам показали «выход из коробочки»

Школам показали «выход из коробочки»
Если выпускники не просто бывают в своей школе, но делятся опытом и даже играют роль тьюторов – это здорово мотивирует учеников и расширяет кругозор. Если соседний вуз готов проводить факультативы в старших классах – это повышает качество образования. А дружба школы с местным бизнесом лучше решит, например, проблемы учеников из бедных семей. Все эти, казалось бы, разные примеры – на самом деле одно: развитие школьного сообщества. Вовлечение выпускников, родителей, предпринимателей, городских или сельских активистов в решение школьных задач. Это помогает не только найти самые разные ресурсы, но и выпускать во взрослую жизнь более мотивированных детей с богатым опытом активностей и общения.

Как найти общий язык с семьей

Участники первой конференции «Подготовка кадров для цифровой экономики», 2019
Дистант весной давался всем тяжело, потому что не получалось наладить коммуникацию между учителями и родителями, – считает Александр Гизи, создатель «Международного образовательного клуба» и студент магистерской программы «Управление образованием» ВШЭ. Чтобы исправить ситуацию, можно применить к семьям те же подходы, которые в маркетинге применяют к целевым аудиториям. Искать эти подходы педагоги и эксперты будут на педагогической конференции «Подготовка кадров для цифровой экономики»: она пройдет 15 октября в смешанном формате – офлайн и онлайн, присоединиться могут все желающие.

Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»

Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»
Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. 

О чем говорят учителя

О чем говорят учителя
День учителя – хороший повод узнать, что волнует педагогов. Сразу два выпуска бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, посвящены возможностям и дефицитам, связанным с этой профессией. Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова и Константин Анчиков из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского опирались на данные статистики, исследования Инобра и коллег из стран ОЭСР, но в первую очередь – на разные социологические обследования, которые отражают настроения самих учителей.