• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование

Большие деньги для самых маленьких

Большие деньги для самых маленьких
В Норвегии дети в садиках не едят и не спят. Раз нет тихого часа – то нет и спален, а отсутствие горячего питания позволяет не содержать кухню и ее работников: фрукты и обеды родители заворачивают с собой. Даже такие мелочи влияют на экономику дошкольного образования. Что еще влияет, как устроено государственное и частное финансирование «у нас» и «у них» – изучали Ирина Абанкина, Иван Кравченко и Людмила Филатова, эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании.

Выйти из чёрного домика

Выйти из чёрного домика
Москва в авангарде. Для одних благодаря «электронной школе», которая внедряет диковинные для остальной страны технологии, постоянно наращивая функционал. Для других – из-за новостей о петициях и движениях протестующих родителей. Москва похожа на главное «поле боя» идей, какой будет вся российская школа. Беседуем об этом с Наталией Киселевой – заместителем руководителя столичного департамента образования и науки, учителем математики из мирового топ-50 по версии Global Teacher Prize и выпускницей программы «Управление образованием» Инобра.

«Синим воротничкам» нашли новую образовательную модель

«Синим воротничкам» нашли новую образовательную модель
Совет Федерации вручил благодарственное письмо Ирине Абанкиной. Заслуженный профессор Вышки награждена за большой вклад в развитие системы среднего профессионального образования. «Это признание того, что идеи, предложенные Институтом образования для СПО в последние годы, помогли колледжам стать востребованными», – считает Ирина Абанкина.

Развитие школьных сообществ сделает детей и учителей благополучнее

Развитие школьных сообществ сделает детей и учителей благополучнее
На вторничном семинаре состоялась публичная презентация первого цифрового инструмента для диагностики и оценки зрелости школьного сообщества, разработанного Рыбаков Фондом совместно с исследователями Высшей школы экономики. Оценочный инструмент призван способствовать развитию школьных сообществ.

Школа на распутье

Школа на распутье
Сегодня развитие школы в цифровой среде идет по инерционному сценарию. Усилия по ее цифровой трансформации недостаточны и пока не приводят к главному – к тому, чтобы школа нацелилась на высокий образовательный результат каждого. Это грозит деградацией школы и даже социальным дарвинизмом – предупреждает профессор Инобра Александр Уваров в исследовании «Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования». Социальный дарвинизм – явления, когда элементы естественного отбора начинают проявляться в общественной жизни. В данном случае речь идет о том, что доступ к качественному образованию могут получить только богатые – трансформация ее работы не произойдет.

Денег нет, но вы учитесь

Денег нет, но вы учитесь
Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Вузы в поисках студентов-иностранцев

Вузы в поисках студентов-иностранцев
Пандемия изменила многое в высшем образовании, в том числе – из-за закрытия границ по всему миру. Как развивалась ситуация для российских вузов, как они работают с иностранными студентами и чего опасаются – изучила аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Екатерина Минаева. Ее доклад построен на опросах сотрудников 70 вузов и опубликован в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Чему учить и надо ли платить?

Чему учить и надо ли платить?
Как родителям в Москве разобраться, куда отвести ребенка на занятия, а главное, сколько это стоит? Помогут студентки программы «Доказательное развитие образования» Мария Артемчук, Роксана Байрамян и София Филина. Они представили карту неформального образования школьников. Как они сами ее описали, «экспресс-гайд для учеников, их родителей и учителей об организациях неформального образования в контексте их направлений и финансовой составляющей». Направления – это, например, подготовка к ЕГЭ в вузах, или летние школы и лагеря, или программы музеев, а уж финансовый «светофор» точно будет полезен. Рядом с платными программами – красные значки, с частично платными – желтые, а бесплатные отмечены зелеными кружками. Скачивайте, выбирайте, пользуйтесь.

Новые ректоры похожи на старых

Новые ректоры похожи на старых
Университеты меняются, трансформируется политика их управления, ставятся новые задачи, а решать их призваны управленцы нового типа. На вторничном семинаре исследователи Европейского университета в Санкт-Петербурге ответили на вопросы, отличаются ли новые управленцы в вузах от прежних, и как смена лидера отражается на эффективности университета.

Бюрократия на шелковом пути

Бюрократия на шелковом пути
В 1950-х Советский Союз помог Китаю построить новую систему высшего образования – во многом она оказалась близнецом советской. Затем пути разошлись, но сегодня, если верить политическим заявлениям, две державы – снова братья навек. Однако деклараций и соглашений пока больше, чем реальных общих проектов на уровне вузов и высшей школы в целом. Почему – изучили Исак Фрумин, научный руководитель Инобра ВШЭ, и аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Цао Жоци. Их статья «Россия, Китай и Центральная Азия в высшем образовании» опубликована в книге «Китай и Европа на Новом шелковом пути: соединяя университеты по всей Евразии», только что изданной в Оксфорде.