Какой должна стать система образования – лучше всего понимают те, кто в ней работает. 2020 год подбросил немало новых вызовов. Как решить проблемы «здесь и сейчас», предлагают, как правило, самые инициативные и активные. Недавно жюри подвело итоги очередного конкурса инноваций в образовании, который Инобр проводит вместе с Рыбаков Фондом. 70% его участников – те, кто работает в образовании и знает его потребности изнутри. На примере финалистов можно понять, какие темы волнуют учителей и учеников больше всего и в какой нише можно запустить свой проект, чтобы он стал успешным. Директор конкурса Диана Королева и ее коллеги рассказывает о пяти мировых трендах, на которые отвечают инноваторы.
Образование
Курсу «Авторские школы» на Coursera исполнился год. За это время его прошли полторы тысячи человек. Соавтор курса и руководитель магистратуры «Управление образованием» Анна Кобцева рассказала о том, почему опыт директоров 90-х оказался востребован новыми управленцами и в госсекторе, и в онлайне, и в эдьютейнменте.
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
В то время, как учителя признают неэффективность отметочной системы оценивания, родители и дети не могут представить школу без оценок. На вторничном семинаре участники круглого стола обсудили важность содержательного оценивания и обратной связи, возможности детской самооценки и отказ от воспитательной роли отметок.
Значительная часть инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России вынуждена работать в теневом секторе экономики. Одна из причин – то, что они не смогли получить профессиональное образование. Почему это происходит и насколько колледжи готовы учить людей с ограничениями здоровья – изучали эксперты Центра развития навыков и профессионального образования Инобра и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Их доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
В Норвегии дети в садиках не едят и не спят. Раз нет тихого часа – то нет и спален, а отсутствие горячего питания позволяет не содержать кухню и ее работников: фрукты и обеды родители заворачивают с собой. Даже такие мелочи влияют на экономику дошкольного образования. Что еще влияет, как устроено государственное и частное финансирование «у нас» и «у них» – изучали Ирина Абанкина, Иван Кравченко и Людмила Филатова, эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании.
Москва в авангарде. Для одних благодаря «электронной школе», которая внедряет диковинные для остальной страны технологии, постоянно наращивая функционал. Для других – из-за новостей о петициях и движениях протестующих родителей. Москва похожа на главное «поле боя» идей, какой будет вся российская школа. Беседуем об этом с Наталией Киселевой – заместителем руководителя столичного департамента образования и науки, учителем математики из мирового топ-50 по версии Global Teacher Prize и выпускницей программы «Управление образованием» Инобра.
Совет Федерации вручил благодарственное письмо Ирине Абанкиной. Заслуженный профессор Вышки награждена за большой вклад в развитие системы среднего профессионального образования. «Это признание того, что идеи, предложенные Институтом образования для СПО в последние годы, помогли колледжам стать востребованными», – считает Ирина Абанкина.
На вторничном семинаре состоялась публичная презентация первого цифрового инструмента для диагностики и оценки зрелости школьного сообщества, разработанного Рыбаков Фондом совместно с исследователями Высшей школы экономики. Оценочный инструмент призван способствовать развитию школьных сообществ.