В российских школах высокий уровень буллинга – примерно на треть выше, чем в среднем по миру. Это показало последнее исследование PISA. Возможно, российским педагогам стоит обратить внимание на современные мировые практики по борьбе с этой проблемой – в частности, на «позитивные психологические интервенции», которые начали применять в США и Европе. Чем они отличаются от старых антибуллинговых программ и как выглядят различные «позитивные уроки» в разных странах – рассказали заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан и психолог Алексей Ставцев (фонд «Собрание»). Их статья опубликована в журнале «Вопросы образования».
Образование
Родители всё активнее участвуют в образовании: этот тренд наметился еще до дистанта, когда мамы и папы оказались главными помощниками учителей. Тенденция общемировая: об этом говорит, например, растущая доля учеников частных школ повсюду – кстати, не только в богатых странах. А в России растет число тех, кто ходит в кружки и секции: это тоже показатель того, что семьям «не всё равно». Тем не менее, до сих пор мало исследований, в чем проявляется родительская вовлеченность. Ее изучила научный сотрудник Центра исследований современного детства ВШЭ Кристина Любицкая – на днях она защитила степень PHD HSE in Education (это первая онлайн защита в Диссертационном совете НИУ ВШЭ по образованию). Поздравляем и рассказываем, какие типы поведения родителей в формировании образовательного пространства детей выделила Кристина в своей диссертации и как это поможет школе
Если выпускники не просто бывают в своей школе, но делятся опытом и даже играют роль тьюторов – это здорово мотивирует учеников и расширяет кругозор. Если соседний вуз готов проводить факультативы в старших классах – это повышает качество образования. А дружба школы с местным бизнесом лучше решит, например, проблемы учеников из бедных семей. Все эти, казалось бы, разные примеры – на самом деле одно: развитие школьного сообщества. Вовлечение выпускников, родителей, предпринимателей, городских или сельских активистов в решение школьных задач. Это помогает не только найти самые разные ресурсы, но и выпускать во взрослую жизнь более мотивированных детей с богатым опытом активностей и общения.
Дистант весной давался всем тяжело, потому что не получалось наладить коммуникацию между учителями и родителями, – считает Александр Гизи, создатель «Международного образовательного клуба» и студент магистерской программы «Управление образованием» ВШЭ. Чтобы исправить ситуацию, можно применить к семьям те же подходы, которые в маркетинге применяют к целевым аудиториям. Искать эти подходы педагоги и эксперты будут на педагогической конференции «Подготовка кадров для цифровой экономики»: она пройдет 15 октября в смешанном формате – офлайн и онлайн, присоединиться могут все желающие.
Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования.
День учителя – хороший повод узнать, что волнует педагогов. Сразу два выпуска бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка, посвящены возможностям и дефицитам, связанным с этой профессией. Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова и Константин Анчиков из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского опирались на данные статистики, исследования Инобра и коллег из стран ОЭСР, но в первую очередь – на разные социологические обследования, которые отражают настроения самих учителей.
Если снова ковид, если снова в онлайн. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского обобщили опыт весны и предложили инструкцию для быстрого и эффективного перехода школ к онлайн-учебе на всякий пожарный случай.
Далекая планета Порт-Олла колонизирована землянами. Роботы, которые на ней работают, взбунтовались. Вы летите на планету, чтобы взломать и перепрограммировать их. Вы – ученик 6 – 8 класса. Порт-Олла – место действия образовательной игры «Аллотроп», которая должна "стряхнуть пыль" с уроков физики, химии и информатики. Среди тех, кто разрабатывал для нее педагогический дизайн, была Марина Щербакова — сейчас она исследует обучение через игры. Выводы, полученные, в том числе, в работе над этим проектом, она представила на Европейской конференции, посвященной Game Based Learning.