Весной посещаемость образовательных платформ в России выросла на тысячи процентов. Ресурсы, которые вчера были интересны только самым продвинутым, на удаленке оказались нужны всем. Рынок попытался этим воспользоваться: большинство крупных EdTech-игроков сделали свои ресурсы бесплатными, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Удастся ли их удержать – эксперты спорили еще весной. Теперь можно подводить итоги. Научные сотрудники Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Никита Кожевников и Иван Карлов изучили, как росла и падала популярность основных платформ на протяжении 2020 года.
Образование
С понедельника большинство вузов работают очно. Как будет выглядеть «живая» учеба теперь и что хотят студенты после года в дистанте – рассказывает научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова.
Инобр открыл набор в аспирантуру на трек «Измерения и оценивание в образовании». Его придумали и разработали вместе с школой Линча Бостонского колледжа, одним из сильнейших психометрических центов, и Всемирным банком. Трек – своего рода представительство точных наук в гуманитарной аспирантуре: на него поступают и математики, и те, кто занимался статистикой, но заинтересовался новыми возможностями, которые открывает сфера образования. Эти возможности велики – доказывает опыт первых выпускников трека, которые получают дипломы аспирантуры (и, надеемся, следом PhD) в этом году. Каждый из аспирантов работает над инструментом или методикой, которые уже востребованы в российской школе. Это части масштабных проектов, которые должны изменить к лучшему школьную жизнь, учебу и будущее сотен и тысяч людей. Рассказываем про первую пятерку работ выпускников «Измерений и оценивании в образовании», выходящих на защиту.
Большинство университетских преподавателей негативно настроены по отношению к дистанту. По их мнению, если онлайн-учеба будет преобладать и дальше, это снизит качество обучения. Директор Центра социологии высшего образования Инобра Евгений Терентьев приводит такие данные в докладе, опубликованном в рамках Мониторинга экономики образования. По мнению автора, надо внимательнее изучать настроения преподавателей и студентов, чтобы «возможные негативные эффекты» не стали реальностью.
Государству нужно увеличивать охват дошкольным образованием детей в возрасте до трех лет. Об этом заявляют ведущие научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании Ирина Абанкина и Людмила Филатова. Это поможет не только скорректировать развитие детей, но и достичь «не образовательных» целей, важных для общества и экономики: родители смогут вернуться к активной работе. Им будет легче завести еще одного ребенка – таким образом улучшится демография. Эксперты рассчитали, как повышать охват дошкольным образованием по годам, чтобы достичь поставленных государством целей.
Первые магистратуры появились в России еще в девяностых и были ориентированы на сложившиеся в вузах научные школы и кафедры. Такие “протомагистратуры” были направлены, как правило, на углубленное академическое знание и будущую научную карьеру магистранта. В 2003 году началось вступление России в Болонскую систему, которую вузы встретили скорее настороженно. С того момента прошло полтора десятка лет, но отношение преподавателей к Болонской системе, переходу на двухуровневое высшее образование и реформам высшей школы остается достаточно «прохладным».
Олимпиада «Высшая лига» принимает заявки до 21 февраля. ВШЭ проводит ее для студентов и выпускников любых российских вузов. В этом году Инобр курирует отдельное направление олимпиады – «Образование и педагогика». Успешное участие в нем даст льготы при поступлении на наши магистерские программы. Вы сможете зарегистрироваться для участия по образовательному направлению, а также в 37-ми других: можно выбрать сразу несколько.
Когда-то в СССР было начальное и среднее профессиональное образование. К начальному относились, например, трактористы, монтёры, повара. В структуру среднего профобразования входили более сложные специальности – вроде фельдшера или медсестры. Это деление сохраняется в колледжах и сегодня. Одни программы относятся к «квалифицированным рабочим», другие – к «специалистам среднего звена» (в документах это названо жутковатыми аббревиатурами ППКРС и ППССЗ). Что радикально изменилось по сравнению с прошлым? – соотношение между долями обучающихся на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Численность будущих рабочих стремительно сокращается. Об этой проблеме предупреждают эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда Вышки. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Отсев на онлайн-курсах достигает 90% слушателей. Когда ты наедине с монитором, проще отвлечься и труднее заставить себя учиться, чем в «живом» классе. Как усилить вовлеченность – главный вопрос для тех, кто ведет дистанционные занятия. Методисты школы Skyeng изучила свой и чужой опыт – как удерживать внимание учеников и повышать их мотивацию. Выводы собраны в книге «Создание и использование образовательного контента», изданной в серии «Современная аналитика образования».
Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.