Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. «О, ты быстро справился, вот тебе задачка со звездочкой, – а с тобой мы еще потренируемся на простых примерах». Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Школьник сам выбирает всё – даже задания и пособия.
Образование
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Пока крупные школы в мегаполисах запускают свои LMS, «рядовые» в провинции выкручиваются, кто как может. Учителям и директорам приходится находить такие решения, чтобы учиться смогли все – включая тех, у кого плохой интернет или нет компьютера. Как строится учеба в небольших городах и сельских районах, изучил Александр Мендель – эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Инобра. В докладе, опубликованном в серии «Факты образования», он разобрал десять кейсов школ из разных регионов.
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.
В 2021 году в России появятся международные курсы повышения квалификации для директоров школ – их разрабатывают Инобр и Гёте-институт, немецкая неправительственная организация, работающая в сфере образования и культуры во всем мире. На курсах управленцы смогут перенимать опыт немецких коллег по нескольким направлениям, в частности – как развивать в своих школах проектное обучение, 4К-программы и иностранные языки. Соглашение о разработке концепции курсов подписано накануне Нового года.
Сектор эдьютейнмента, неформального «обучения через развлечение», пострадал от пандемии больше всего. Атмосферу реального общения и игры в командах не так-то просто перенести в zoom. Но именно здесь многие эксперты увидели спасательный круг для школы, которая тоже переживает непростые времена. Вовлеченность, мотивация, живые эмоции – всё это атрибуты «развлекательных» методик, которые интересно было бы привить классическому образованию.
В круглом столе «От развлечения к образованию: каков истинный потенциал в Edutainment?», организованном Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, участвовали практики, политики, исследователи из разных стран. Публикуем главные тезисы из их выступлений.
В круглом столе «От развлечения к образованию: каков истинный потенциал в Edutainment?», организованном Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, участвовали практики, политики, исследователи из разных стран. Публикуем главные тезисы из их выступлений.
Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.
В столичных школах хорошо учат. На днях об этом снова заговорили все: были опубликованы результаты международного исследования TIMSS. Баллы московских школьников оказались выше не только общероссийских, но и средних по Европе. В чем секрет «московского чуда» – мнения расходятся, а исследования еще не проводились. Группа молодых ученых из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании нашла способ проверить все гипотезы. Поможет в этом кейс Новой Москвы. Проект получил грант «Доказательная политика 2020» Центра перспективных управленческих решений.
Forbes опубликовал первый рэнкинг частных школ Москвы – в него вошли тридцать лучших учебных заведений. Эксперты оценивали не только академические результаты учеников, но и доступность школ, качество инфраструктуры и возможности для обучения и развития. Соавтор рэнкинга, выпускница программы «Управление образованием» Инобра Мария Васильева рассказала, на что ориентироваться родителям, которым интересно что-то большее, чем госшкола, и как выживает сегодня частный сектор в образовании.
Любой гражданин России, у которого уже есть профессиональное образование, может пройти бесплатные онлайн-курсы в вузе. Среди направлений – экономика и бизнес, IT, право, иностранные языки, дизайн, педагогика, искусство, муниципальное управление и многое другое. Взрослых учат в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», который сопровождает Инобр.