• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»

На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.

Кейсы открытия школ в разных странах мира

Кейсы открытия школ в разных странах мира
В странах, где эпидемия пошла на спад, школы открывают двери. Почти везде это вызывает дискуссии – не рано ли, кто, когда и как первым войдет в класс. Не исключено, что Россию через несколько месяцев ждут похожие споры.

Ведь недаром онлайну школа отдана?

Ведь недаром онлайну школа отдана?
Ущерб от любого бедствия можно подсчитать. Но если это не материальные потери, а «скрытый» урон в образовании школьников? Он еще опаснее, потому что имеет отложенное значение. Ведет к неуспешности во взрослом возрасте и наносит удар по человеческому капиталу. Важно спрогнозировать его и планировать антикризисные меры, возможно уже на лето и на новый учебный год. Центр общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ представил обзор возможных вариантов оценки ущерба, который нанесло качеству образования закрытие школ, и мер, позволяющих его снизить. Доклад «Потери в обучении из-за пандемии Covid-2019: прогнозирование и поиск способов компенсации» вышел в серии «Современная аналитика образования Express».

Наш «Школьный Барометр» побил европейские рекорды

Россия оказалась самой активной участницей «Школьного Барометра» – международного проекта, запущенного в Швейцарии. Исследователи измеряли самочувствие участников образовательных отношений  в онлайн-школе в нескольких европейских государствах, анкетировали учеников, учителей, управленцев, чиновников и родителей. Последние оказались наиболее активными: в России анкеты родителей составили около половины от общего числа, похожая картина – и в других странах. Всего за две недели эксперты Института образования НИУ ВШЭ при содействии  их коллег из разных организаций и регионов собрали более 70 тысяч анкет. Это абсолютный рекорд «барометра» – больше, чем собрано в Австрии, Германии, Франции и Швейцарии вместе взятых. Такая база данных поможет не только увидеть весь спектр мнений и проблем школы в онлайне, но и наметить первые очертания школы завтрашнего дня.

QuaranTeens

QuaranTeens
Правда ли, что «цифровым аборигенам» легче в онлайне, чем в стенах школы? Что их беспокоит и что они узнали о себе и школе? Подростки рассказывают об этом сами: Центр исследований современного детства ВШЭ открывает серию материалов о «новой жизни» в условиях закрытия школ и социальной изоляции. Аналитики центра обобщили интервью с семью школьниками от 14 до 17 лет из Москвы, Московской и Свердловской областей. Двое из них живут в небольших населённых пунктах, остальные – в крупных городах.

Дефицит авантюризма, но больше осмысленности

Дефицит авантюризма, но больше осмысленности
Студенческий опыт «онлайн-эпохи» неоднозначен. Оказывается, даже к такой технической в мелочи, как невозможность говорить всем вместе и «устраивать базар» на семинарах, можно отнестись по-разному. Как минусы жизни в общаге превратились в плюс, почему вполне взрослый самостоятельный человек может почувствовать себя «брошенным» без контроля, и как оказалось, что с преподом можно поговорить не только об учебе, – рассказывают сами студенты. Свой опыт и мнения одногруппников собирали, изучали и обдумывали Анастасия Зыкова, Алла Бородина и Тимофей Редько – в рамках исследований Лаборатории исследований человеческого капитала и образования.

Образование сложили, как пазл

Образование сложили, как пазл
Получить нужную профессию станет проще, если создать «конструктор» высшего образования и свободно комбинировать дисциплины одного или разных вузов. Кто-то выберет для себя один-два профильных курса, чтобы получить микростепени, а кто-то «соберет» полноценное образование. Такую модель предлагают эксперты Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ в работе «Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней», опубликованной в серии «Современная аналитика образования».

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50
Как вести урок, если нет проводного интернета, ради чего отказываться от двоек, и почему инстаграм порой не хуже самой «прокачанной» образовательной платформы. Лайфхаками для педагогов делится Наталия Киселева – выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, учитель математики, вошедшая в TOP 50 Global Teacher Prize . Тем, кто еще не освоился в дистанте, она предлагает свою формулу «покорения» онлайн.

Россия и Венгрия сложили «цифры»

Из архива КиВО: руководитель центра из Будапешта Габор Халасз в жюри Конкурса инноваций
Российские и венгерские исследователи вместе изучат инновации «снизу» и цифровую трансформацию образования в своих странах. Высшая школа экономики и Университет Лоранда Этвёша подписали соглашение о сотрудничестве. Лаборатория изучения инноваций в образовании Инобра и Исследовательский центр высшего образования и инноваций Будапештского университета начинают большой совместный проект — он получил грант РФФИ.

Студенты спешат на помощь

Студенты спешат на помощь
Российские вузы активнее, чем иностранные, включились в организацию волонтерских движений, а студенты в форс-мажорной ситуации активно развивают свои профессиональные навыки. Об этом пишут научные сотрудники ВШЭ Юлия Скокова, Ирина Краснопольская и Ирина Корнеева в исследовании «Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии», которое подготовлено в партнерстве с Ассоциацией волонтерских центров и вышло в серии «Современная аналитика образования Express».