• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

«Перевернуть» класс мешают страхи: Мадина Давлатова — о том, почему учителя не готовы делиться ответственностью с учениками

«Перевернуть» класс мешают страхи: Мадина Давлатова — о том, почему учителя не готовы делиться ответственностью с учениками
Форматы учебы меняются: классно-урочная система еще никуда не делась, но альтернативные модели вроде «перевернутого класса» и «ротации станций» применяют всё активнее, хотя пока и не массово. Преподаватель Инобра Мадина Давлатова изучила, как меняется работа учителя и его установки при переходе на новые форматы — это стало темой кандидатской диссертации, которую Мадина защитила в Инобре.

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.

Выпускники Инобра сменяют друг друга во главе сильнейших школ России

Выпускники Инобра сменяют друг друга во главе сильнейших школ России
Рокировка в одной из самых известных московских школ: директором «Покровского квартала» назначена Кристина Кухлевская. Павел Терехов, прежний директор, возглавит Президентский лицей на федеральной территории «Сириус». 

«А если ChatGPT скажет прыгнуть с моста?»: искусственный интеллект в образовании уже помогает измерять, но доверить ему психологическую поддержку еще рано

«А если ChatGPT скажет прыгнуть с моста?»: искусственный интеллект в образовании уже помогает измерять, но доверить ему психологическую поддержку еще рано
Генеративный искусственный интеллект пугает половину педагогов — такие данные прозвучали на заключительном семинаре Инобра, посвященном памяти Анатолия Пинского. В основном учителя, как и специалисты других профессий, опасаются за свое будущее. Но, может быть, не всё так неопределенно, а потому страшно? Своего рода «ревизия» участия AI в образовании показала, что в одних сферах он уже справляется неплохо — например, в измерениях, — в какие-то ему только предстоит зайти, а где-то «замены человека» и вовсе не предвидится.

Уравнения по Чехову: и другие новаторские идеи от выпускников «Педагогического образования»

Уравнения по Чехову: и другие новаторские идеи от выпускников «Педагогического образования»
Школа — среда консервативная, но самых больших успехов в ней часто добиваются учителя-новаторы, те, кто решается на эксперимент. Несколько выпускников программы «Педагогическое образование» этого года, практикующие преподаватели и исследователи, представили свои идеи на семинаре «Нейронауки об образовании». Почему именно на нем — потому что их эксперименты сопровождались доказательными исследованиями эффектов с помощью методов нейронаук. Выпускники рассказали, как комбинировать совершенно непохожие предметы школьной программы, чтобы развивать у детей креативность, как «настроить» незнакомые звуки иностранных языков в речи студентов и как победить тестовую тревожность.

Какие компетенции школьных управленцев развивают сетевые магистратуры Инобра ВШЭ в регионах

Какие компетенции школьных управленцев развивают сетевые магистратуры Инобра ВШЭ в регионах
Сетевые магистерские программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, действующие в вузах Хабаровска и Тюмени в партнерстве с Институтом образования Вышки, отработали первый год. До дипломов еще далеко, но уже можно понять, какой запрос на развитие школьных управленцев есть в регионах, чего хотят сами директора образовательных учреждений, обучающиеся на сетевой программе, в чем их трудности и дефициты.

Логику учеников оценят роботы: в Инобре разработали первый российский инструмент автоматической оценки логического мышления учеников

Логику учеников оценят роботы: в Инобре разработали первый российский инструмент автоматической оценки логического мышления учеников
Даже в высшей школе преподаватели периодически сталкиваются со студентами, не способными к восприятию материала из-за недостаточного развития логических навыков. Да и ученик средней школы рискует не осилить программу, если его навыки логически мыслить еще не сформировались должным образом. Но как оценить логические способности подростка быстро, объективно и без стресса для ученика? Где преподавателю взять тот условный микроскоп, чтобы заглянуть ученику в голову?

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом
Образовательную урбанистику многие называют модной темой: мол, интереснее и полезнее учиться не только в классе, но и в музеях, библиотеках и вообще в городском пространстве. С этим никто обычно не спорит, но и массово популярной тему пока не назовешь. Педагогам трудно переучиваться (скорее даже «доучиваться»), и в этом должны активнее участвовать сами работники библиотек, музеев, театров, урбанисты и вообще активные горожане: обсудили это на открытом семинаре Инобра. О пятилетней работе над развитием образовательной урбанистики рассказывала команда профильной лаборатории МГПУ.

Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше

Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше
У школьного образования в России выросла большая «тень» — так ученые называют сектор репетиторства и преподавания в онлайн-школах, которое многие учителя совмещают с основной работой. Часто можно услышать точку зрения, что «тень» можно уменьшить при достойном уровне оплаты труда в школах. Но, по крайней мере, пока это нереально: экономисты Инобра показали, что как ни комбинируй школьную нагрузку, в финансовом выигрыше будут оставаться те, кто совмещает учительскую работу с репетиторством.

Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса

Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса
Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против буллинга (школьной травли) пока не очень помогают. Может, потому, что рассматривают буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа? Такой подход предложила Александра Бочавер — она рассматривает буллинг как коллективную реакцию на стресс.