• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом
Образовательную урбанистику многие называют модной темой: мол, интереснее и полезнее учиться не только в классе, но и в музеях, библиотеках и вообще в городском пространстве. С этим никто обычно не спорит, но и массово популярной тему пока не назовешь. Педагогам трудно переучиваться (скорее даже «доучиваться»), и в этом должны активнее участвовать сами работники библиотек, музеев, театров, урбанисты и вообще активные горожане: обсудили это на открытом семинаре Инобра. О пятилетней работе над развитием образовательной урбанистики рассказывала команда профильной лаборатории МГПУ.

Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше

Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше
У школьного образования в России выросла большая «тень» — так ученые называют сектор репетиторства и преподавания в онлайн-школах, которое многие учителя совмещают с основной работой. Часто можно услышать точку зрения, что «тень» можно уменьшить при достойном уровне оплаты труда в школах. Но, по крайней мере, пока это нереально: экономисты Инобра показали, что как ни комбинируй школьную нагрузку, в финансовом выигрыше будут оставаться те, кто совмещает учительскую работу с репетиторством.

Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса

Школа в ярости от общей тревоги: возможно, буллинг — коллективный способ «успокоить себя» для всего класса
Сильные прессуют слабых, в классе находят «не такого, как все», чтобы сделать его изгоем. История почти вечная, и разные программы против буллинга (школьной травли) пока не очень помогают. Может, потому, что рассматривают буллинг как что-то индивидуальное, а на самом деле в этом так или иначе участвуют весь класс или вся школа? Такой подход предложила Александра Бочавер — она рассматривает буллинг как коллективную реакцию на стресс.

Всем-всем-всем в образовании: 19 июня открылся набор на пять магистерских программ Инобра

Всем-всем-всем в образовании: 19 июня открылся набор на пять магистерских программ Инобра
19 июня Инобр начал прием документов на магистерские программы. Ждем всех, кому интересно работать и развиваться в любых секторах образования, обучения, развития человека, и в любых профессиях, связанных с этими сферами. Мы готовим и тех, кто преподает, и тех, кто исследует, измеряет, создает методики, программы, инструменты, стартапы; готовится к карьере руководителя любого уровня — от школьного директора до министра… Всего не перечислишь, подробнее о наших пяти магистратурах ниже, а еще — несколько деталей:

Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам

Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам
Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках

Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины
«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов

«Равные условия» не помогают детям с ОВЗ: а чтобы учесть их потребности, не хватает ресурсов
Творцы образовательной политики так и не определились, как помочь детям с особыми потребностями. Получаются движения в духе «шаг вперед и два назад»: например, то сокращали коррекционные школы, то начинали усиленно их развивать. Инклюзия — это создать для всех равные условия в обычной школе, или все-таки ответить на особые потребности тех, кто в этом нуждается? Ситуацию обсуждали на семинаре «Современное детство: теория и практика» — там говорили об учебе «нейроотличных» детей (то есть тех, чье мышление чем-то отличается от типичного).

Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы

Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.