• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Школам мешает «цифровой пессимизм»

Школам мешает «цифровой пессимизм»
Бывает так, что и техника в школе есть, и педагоги научились работать с ней, а всё равно «душа не лежит». Среди учителей немало тех, кто скептически относится к новым технологиям — не доверяет, а может, боится, что освоить «цифру» будет трудно. Важно помочь этой части коллектива, — считают эксперты Лаборатории инноваций в образовании ВШЭ. Не столько учить чему-то, сколько оказать психологическую поддержку. Меры помощи и другие шаги разбирали на вебинаре для директоров школ, которые участвовали в проекте «Единый день технологической готовности».

Взрослым добавят онлайна

Взрослым добавят онлайна
Непрерывное профессиональное образование в России частично останется в онлайне и после того, как угроза пандемии отступит. Такой прогноз делают исследователи Инобра ВШЭ вместе с Российской ассоциацией бизнес-образования, опираясь на опрос представителей 28 вузов в разных регионах России. Университеты – основная площадка программ образования взрослых: на них приходится около 60% от всех россиян, повышающих квалификацию.

Чужая школа

Чужая школа
«Мы ничего не придумываем индивидуального – всё придумано городом за нас. Я не могу сказать, что это «моя школа», и никто из коллег не может так сказать. Эта школа принадлежит городу». Такое признание директора исследователи Инобра приводят как типичное. Анатолий Каспржак, Анна Кобцева и Марина Цатрян изучили, как руководители школьных коллективов управляют образовательным процессом. Фокус-группа – 447 директоров из четырех российских мегаполисов. Статья по итогам исследования опубликована в журнале «Образовательная политика».

Особенности национальной «цифры»

Особенности национальной «цифры»
Российские учителя могут использовать массу цифровых ресурсов, многие даже не догадываются о таком богатстве выбора. Эксперты Инобра собрали навигатор для педагога, в котором дают советы, как использовать ту или иную платформу.

Перестройка школы 2.0: золотое время игры

Перестройка школы 2.0: золотое время игры
Школа приходит в себя после глубокого потрясения. Месяцы невероятного напряжения для большинства детей сменились каникулами. Пожалуй, никогда школа не ощущала такого внимания всего общества. Работа «за стеклом» проявила многие застарелые проблемы. Опираясь на исследования и комментарии экспертов, отдел продвижения Инобра разбирает возможные решения и анализирует новый опыт.

Губит людей «вода»

Губит людей «вода»
Меньше слов, больше дела – так можно описать главную потребность вузовских программ для предпринимателей согласно исследованию Института образования ВШЭ. Учебные курсы университетов зачастую слабо связаны с практикой и не специализированы. Эксперты рекомендуют – как именно «привязать» их к реальным потребностям студентов, которые стремятся в бизнес.

Дело рук самих утопающих

Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.

Задание государственной важности

Задание государственной важности
Сторонники и противники ЕГЭ продолжают спорить, но эта ситуация характерна не только для России. В других странах бывшего СССР реформы систем вступительных экзаменов вызывают не менее горячие дискуссии. Ученые из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана проанализировали достижения и трудности, плюсы и минусы своих национальных моделей поступления в вузы. Они во многом схожи, но главное — во всех этих государствах удалось уменьшить коррупцию, которая существовала вокруг высшего образования, и значительно снизить неравенство возможностей для абитуриентов. Опыт шести стран обобщили в монографии «Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач». Она издана Высшей школой экономики под редакцией Виктора Болотова и Ростислава Горбовского.

Вузы сдали «стресс-тест»

Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.

Дети показали цифровой оптимизм

Дети показали цифровой оптимизм
Опыт учебы в дистанте оказался не настолько проблемным, как представлялось многим взрослым. Школьники ждут новых методов и форматов обучения. Впечатления всех участников образовательного процесса от дистанционной учебы показал «Школьный барометр», результаты которого накануне представила команда Инобра – Анатолий Каспржак, Анна Кобцева, Наталья Исаева и Марина Цатрян. В опросе приняли участие более 70 тысяч человек – в несколько раз больше, чем в аналогичных исследованиях в европейских странах.