• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании
На пути к полноценной цифровой трансформации школы остаётся много барьеров. Некоторые уже можно назвать традиционными, их на раз-два не устранишь – это проблемы с инфраструктурой, масштаб которых зависит от регионов, и нехватка финансов. Другие вполне решаемы – ведь можно учиться другому отношению к личным гаджетам в школе и объяснять родителям, что несут новые технологии. Команда лаборатории цифровой трансформации образования подготовила обзор этих барьеров – он выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.  

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи
Охват дополнительным образованием стал одной из тем исследования, выполненного в Инобре в рамках Мониторинга экономики образования (его ведет Вышка). Ксения Павленко и Юлия Дементьева из Центра исследований современного детства опубликовали доклад «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В нем они анализируют, какие школы и кружки и по каким причинам выбирают разные семьи.

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям
У студентов и тех, кто определяет содержание высшего образования, шкала приоритетов не совсем совпадает с тем, что важно будущим работодателям. Это, в частности, касается такого понятия, как клиентоориентированность, но и не только его. Такой вывод делает группа исследователей Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, Артем Суходев и Дмитрий Гужеля. Их исследование касается надпрофессиональных компетенций начинающих специалистов и опубликовано в серии «Современная аналитика образования».

Семейному образованию не хватает целей – родители не хотят «как в школе», в остальном вопросов пока больше, чем ответов

Семейному образованию не хватает целей – родители не хотят «как в школе», в остальном вопросов пока больше, чем ответов
Семейное образование в России набирает популярность. Да, ему далеко до массовости и до показателей таких стран, как США (хотя немало и таких стран, где оно запрещено – например, Германия). Да, данных даже о том, сколько детей учится в таком формате, все еще очень мало (не говоря уже о данных об их образовательных результатах). Но рост интереса к этому формату заметен, и локдауны последних двух лет его только подстегнули. На вторничном семинаре Инобра профессор Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства, рассказала о рисках и возможностях семейного образования.

Код и деньги: зачем россияне идут в IT-буткемпы

Код и деньги: зачем россияне идут в IT-буткемпы
Эксперты НИУ ВШЭ проверили эффективность нового для России формата быстрой подготовки программистов и выяснили, что зарплата после обучения в школе программирования увеличивается в среднем на 46%.

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство
Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».

Опыт университетов в период пандемии предстоит изучить на межстрановом уровне

Опыт университетов в период пандемии предстоит изучить на межстрановом уровне
Для анализа изменений, которые произошли в высшей школе за последние полтора года, необходимо объединить усилия ученых не только нашей страны, но и всего мира. На круглом столе в МИА «Россия сегодня» ректор ВШЭ Никита Анисимов предложил организовать эту работу в рамках Международной обсерватории трансформации высшего образования — глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе ВШЭ и Миланского политеха.

Взрослым посчитали шанс на новую жизнь: эксперты ВШЭ измерили эффективность онлайн-обучения на кейсе Яндекс.Практикума

Взрослым посчитали шанс на новую жизнь: эксперты ВШЭ измерили эффективность онлайн-обучения на кейсе Яндекс.Практикума
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проверили результативность пяти курсов одного из крупнейших российских сервисов онлайн-образования Яндекс.Практикум. Исследование показало, что трудоустраиваются 71,1% выпускников, больше половины из них — в течение двух месяцев после выпуска.

Казахстанскому образованию добавят российского опыта

Казахстанскому образованию добавят российского опыта
Навыки чтения детей на казахском языке можно будет измерить с помощью нового инструмента, а авторы новаторских идей в образовании получат поддержку по российской модели. Это – лишь часть новых возможностей, которые появятся у системы образования Казахстана благодаря договору, который заключили Вышка и Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Научные сотрудники Инобра возглавят пять проектов в соседней стране: это и исследования, и передача опыта, обкатанного в российских условиях.

Вузы дорого заплатили за дистант

Вузы дорого заплатили за дистант
В прошлом году больше 25 тысяч человек подписали петицию о том, что вузы должны снизить стоимость учебы. Студенты настаивали, что формат занятий 2020 года вряд ли можно считать полноценной очной формой, за которую они платили. Требовали пересчитать договоры и приравнять дистант к очно-заочному обучению. Могли ли вузы это сделать и сколько на самом деле стоил дистант? Такие вопросы поставили перед собой исследователи из УрФУ и Центра социологии высшего образования Инобра Виола Ларионова, Татьяна Семенова, Елена Мурзаханова и Людмила Дайнеко. Их статья опубликована в «Вопросах образования».