Коронавирус нанес ущерб будущему детей и подростков. Уже сейчас экономисты подсчитывают — во сколько обойдется ученикам закрытие школ на несколько месяцев. Обеспеченные семьи из мегаполисов могут преодолеть этот период без последствий. Угрозы для бедных — более серьезные. Опасности образовательного неравенства и меры борьбы с ним оценили ученые из нескольких стран — эксперты Инобра ВШЭ и Всемирного банка.
Экспертиза
Учиться в вузе станет легче, если подгонять программу под каждого студента — выявлять «белые пятна» в его знаниях и правильно компоновать материал. Справляется ли с этим искусственный интеллект? Такие инструменты есть, но их эффективность пока вызывает вопросы. Исследователи из Вышки — научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ксения Вилкова и стажер - исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции Даниил Лебедев — изучили адаптивные технологии, которые применяются в университетах мира, их плюсы и минусы и ответили на вопрос, что мешает широко использовать их в высшем образовании.
На заключительном вторничном семинаре, посвященном памяти Анатолия Пинского, эксперты Инобра подвели итоги года и по результатам своих исследований подготовили ответы на многие вопросы: как отреагировали дети, родители, педагоги и институты образования на пандемию, и как может измениться образовательная политика.
Занятия в российских вузах должны начаться, как всегда, 1 сентября — вот то немногое, что известно о новом учебном году. Более четких прогнозов в вузах избегают, ссылаясь на то, что многое будет зависеть от ситуации с коронавирусом. Но о «поточных» лекциях, вероятно, придется забыть, а себестоимость обучения изменится, хотя для большинства студентов повышения цен не будет. Научные сотрудники Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Ульяна Захарова и Ксения Вилкова обратились к мировому опыту и проанализировали те осторожные ожидания, которые озвучивали российские университеты.
Пандемия — это возможность исправить те проблемы в образовании, которые давно копились. Например, равный доступ к качественному образовательному контенту: теперь его можно обеспечить. Об этом заявили эксперты Университета Джона Хопкинса на итоговом семинаре совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ: на нем школам были предложены рекомендации — как свести к минимуму негативные последствия прошедших месяцев.
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education, выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.
Издаваемый НИУ ВШЭ журнал «Вопросы образования» теперь вошел во второй по значимости квартиль (Q2) международной наукометрической базы данных Scopus. Это отражает высокий уровень цитируемости и востребованности журнала научным сообществом, и подтверждает его статус, как лидирующего научного журнала по образованию в России.
Считанные недели до экзамена: что делать учителю после месяцев вынужденного онлайна? Советы дают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская — научные сотрудники Центра исследований современного детства ВШЭ. Опыт дистанта многих запутал — когда учеба, а когда личное время. Готовятся день и ночь, переутомляются, вредят своему здоровью и снижают шансы на успех. Задача учителя — мягко, без нравоучения, напомнить про режим дня. Кроме «биологического» есть и психологическое основание: предсказуемость помогает притушить тревогу.
Вирус уходит — проясняются уроки чрезвычайной ситуации: что делать дальше? Обсуждаем на трех итоговых семинарах Института образования НИУ ВШЭ