• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

«Синие воротнички» не уходят в онлайн

Школам и вузам пришлось непросто в период карантина, но среднему профессиональному образованию – труднее всех. В колледжах чаще всего готовят технических специалистов – «работу руками» не переведешь в онлайн. А высокая доля выходцев из бедных семей среди студентов усложняет дистанционную учебу даже тогда, когда она возможна: не у всех есть компьютеры, интернет и другие элементарные условия. Как решить эти проблемы системы СПО – может подсказать опыт других стран. Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Ольга Романова и Федор Дудырев обобщили его в докладе для серии «Современная аналитика образования Express».

Онлайн-экзамены и никакого мошенничества

Можно ли перевести экзамены в онлайн? Тема стала одной из самых обсуждаемых с начала карантина. Пока задача оказалась непосильной: ОГЭ отменили, ЕГЭ перенесли на неопределенный срок. Но с чего начинать путь к онлайн-экзаменам, если  рано или поздно решимся?  Аналитики Центра психометрики и измерений в образовании Инобра ВШЭ изучили опыт нескольких стран, которые перешли на онлайн-экзамены еще до пандемии. Оказалось – существуют два пути, но с единым принципом: постепенность изменений  – иначе общество отказывает в доверии.

Как «включить» ученика по другую сторону экрана

Как «включить» ученика по другую сторону экрана
Во времена тотального онлайна все говорят о многообразии платформ и инструментов, но это не главное. И даже содержание образования не всегда имеет решающее значение. Как никогда, сегодня важно вспомнить азы: тонко работать с мотивацией и правильно  «дергать за ниточки», чтобы ученик по другую сторону экрана «включился», считает Наталия Киселева – учитель из мирового ТОП-50 и выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ. Появился шанс построить новую школу, в которой учитель не просто транслирует знания, но становится организатором и модератором образования ребенка.

Кейсы открытия школ в разных странах мира

Кейсы открытия школ в разных странах мира
В странах, где эпидемия пошла на спад, школы открывают двери. Почти везде это вызывает дискуссии – не рано ли, кто, когда и как первым войдет в класс. Не исключено, что Россию через несколько месяцев ждут похожие споры.

Ведь недаром онлайну школа отдана?

Ведь недаром онлайну школа отдана?
Ущерб от любого бедствия можно подсчитать. Но если это не материальные потери, а «скрытый» урон в образовании школьников? Он еще опаснее, потому что имеет отложенное значение. Ведет к неуспешности во взрослом возрасте и наносит удар по человеческому капиталу. Важно спрогнозировать его и планировать антикризисные меры, возможно уже на лето и на новый учебный год. Центр общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ представил обзор возможных вариантов оценки ущерба, который нанесло качеству образования закрытие школ, и мер, позволяющих его снизить. Доклад «Потери в обучении из-за пандемии Covid-2019: прогнозирование и поиск способов компенсации» вышел в серии «Современная аналитика образования Express».

Образование сложили, как пазл

Образование сложили, как пазл
Получить нужную профессию станет проще, если создать «конструктор» высшего образования и свободно комбинировать дисциплины одного или разных вузов. Кто-то выберет для себя один-два профильных курса, чтобы получить микростепени, а кто-то «соберет» полноценное образование. Такую модель предлагают эксперты Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ в работе «Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней», опубликованной в серии «Современная аналитика образования».

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50

10 принципов мобильного класса от учителя из мирового топ-50
Как вести урок, если нет проводного интернета, ради чего отказываться от двоек, и почему инстаграм порой не хуже самой «прокачанной» образовательной платформы. Лайфхаками для педагогов делится Наталия Киселева – выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, учитель математики, вошедшая в TOP 50 Global Teacher Prize . Тем, кто еще не освоился в дистанте, она предлагает свою формулу «покорения» онлайн.

Студенты спешат на помощь

Студенты спешат на помощь
Российские вузы активнее, чем иностранные, включились в организацию волонтерских движений, а студенты в форс-мажорной ситуации активно развивают свои профессиональные навыки. Об этом пишут научные сотрудники ВШЭ Юлия Скокова, Ирина Краснопольская и Ирина Корнеева в исследовании «Практики вузов по поддержке волонтерской деятельности студентов в период пандемии», которое подготовлено в партнерстве с Ассоциацией волонтерских центров и вышло в серии «Современная аналитика образования Express».

Образовательная бедность сдерживает дистант

Официальная статистика не вполне отражает реальную угрозу образовательной бедности, считают эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского НИУ ВШЭ. Этот новый термин означает ограничения или полную депривацию детей в получении образования и развитии необходимых для жизни   навыков. С недавних пор его используют международные организации в исследованиях и аналитике общего образования. Эксперты Инобра на примере одного муниципалитета изучили, насколько образовательная бедность проникла в российские реалии и проявилась в ситуации закрытия школ.

Как вузы «перебегали» в дистант

Как вузы «перебегали» в дистант
Что делали российские вузы, когда понадобилось срочно перейти на дистант? Какие платформы выбирали и с какими проблемами сталкивались, как устраивали экзамены и защиты диссертаций, и как помогали студентам, которые оказались в сложной финансовой ситуации? За считанные дни управленцам пришлось принять десятки самых разных решений, и теперь эксперты лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ разбирают их, чтобы другие вузы могли перенять самое полезное.