• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Онлайн без паники

Онлайн без паники
Массовые онлайн-курсы не уступают вузовским лекциям и семинарам по образовательным результатам, если их правильно организовать. Но барьер все-таки есть – психологический. Об этом сообщают исследователи Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ. Вместе с коллегами из Уральского федерального университета они провели эксперимент в трех университетах Поволжья – сравнивали форматы обучения для 325 человек, образовательные результаты и субъективное восприятие разных типов курса самими студентами. Важно, что эксперимент проводился еще накануне пандемии: если даже «в мирных условиях» онлайн-курсы почти не уступают традиционным, то опыт вынужденного дистанта тем более добавит онлайну очков, потому что это перестанет быть непривычным форматом.

«Потери от пандемии составят 30-50% знаний от накопленных за прошедший учебный год»

«Потери от пандемии составят 30-50% знаний от накопленных за прошедший учебный год»
На вторничном семинаре состоялось обсуждение потерь в качестве образования, связанных с пандемией, и подходов к их оценке. С докладами выступили Роман Звягинцев, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Тигран Шмис – старший специалист в области образования Всемирного банка.

Дефицит интернета в школе и дома

Дефицит интернета в школе и дома
Россия огромна и по-разному обеспечена связью. Где-то интернет «летает», а где-то еле «ползает». Сейчас эти технические нюансы стали мощным фактором образовательного неравенства, поэтому важно понять, кому нужна помощь, а кто может делиться опытом. Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Александр Мендель изучил, какие возможности есть для образования в разных федеральных округах.

Вузы в шторме

Вузы в шторме
Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».

Как регионы справляются с онлайн

Как регионы справляются с онлайн
Регионы преодолевают форс-мажор по-разному. От чего зависели их успехи и неудачи, кто готов проявлять инициативу, и какую роль сыграл возраст учителей, выяснили Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова, Надежда Бысик, Константин Анчиков — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования.

QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне

QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне
Всё как у взрослых, только ещё труднее, потому что не все научились организовать своё время. Одни ищут новые хобби, другие тратят время на ленту соцсетей и сериалы Центр исследований современного детства продолжает изучать жизнь подростков на самоизоляции. Эксперты побеседовали с подростками 14 – 17 лет о том, чем они занимаются после уроков и удается ли им адаптировать свои увлечения к новым условиям.

QuaranTeens-2: Не видимся – и не беда?

QuaranTeens-2: Не видимся – и не беда?
«Соскучился по друзьям» – хрестоматийная жалоба, но оказывается, что подростки переживают в изоляции не только это. Кто-то рад тому, что пандемия оградила его от неприятных контактов в классе, а кто-то «расширяет границы» и теперь тусуется с иностранцами, а не только с ребятами из своего двора. Центр исследований современного детства Инобра ВШЭ продолжает изучать разные аспекты «новой реальности» российских подростков.

Первые цифры в море мнений

Первые цифры в море мнений
На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.

«Синие воротнички» не уходят в онлайн

Школам и вузам пришлось непросто в период карантина, но среднему профессиональному образованию – труднее всех. В колледжах чаще всего готовят технических специалистов – «работу руками» не переведешь в онлайн. А высокая доля выходцев из бедных семей среди студентов усложняет дистанционную учебу даже тогда, когда она возможна: не у всех есть компьютеры, интернет и другие элементарные условия. Как решить эти проблемы системы СПО – может подсказать опыт других стран. Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Ольга Романова и Федор Дудырев обобщили его в докладе для серии «Современная аналитика образования Express».

Онлайн-экзамены и никакого мошенничества

Можно ли перевести экзамены в онлайн? Тема стала одной из самых обсуждаемых с начала карантина. Пока задача оказалась непосильной: ОГЭ отменили, ЕГЭ перенесли на неопределенный срок. Но с чего начинать путь к онлайн-экзаменам, если  рано или поздно решимся?  Аналитики Центра психометрики и измерений в образовании Инобра ВШЭ изучили опыт нескольких стран, которые перешли на онлайн-экзамены еще до пандемии. Оказалось – существуют два пути, но с единым принципом: постепенность изменений  – иначе общество отказывает в доверии.