• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки

Когда дислексия – не надо спешить – примерно половине детей с таким расстройством помогут медленные скороговорки
О дислексии известно очень мало – да, есть такие дети, которым трудно читать, но нет единого мнения, в чем конкретно причина этих нарушений и чем им может помочь школа. Некоторые советы педагогам и логопедам сформулировали эксперты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на первом в новом сезоне семинаре «Нейронауки об образовании». Светлана Дорофеева и Татьяна Больгина рассказали об исследовании, которое только еще начинает «разгадывать» дислексию. Однако уже сейчас можно сказать, что подгонять ребят, которым трудно читать, и натаскивать их на высокую скорость – ошибка.

Уклон от ООН – анализ документов показал, что у России своя версия устойчивого развития в образовании

Уклон от ООН – анализ документов показал, что у России своя версия устойчивого развития в образовании
По новостям может показаться, что Россия вышла едва ли не из всех международных проектов и договоренностей, но это не так – например, мы добиваемся вместе с другими странами достижения устойчивого развития в различных сферах, включая образование. Этот принцип был провозглашен Генассамблеей ООН в 2015 году, его придерживаются многие государства, в том числе и наше, был даже составлен правительственный отчет о том, как мы воплощаем цели этого проекта. Аналитик Лаборатории образовательного права Евгений Пучков изучил этот документ и пришел к выводу, что мы идем своим путем – иногда совпадающим с установками ООН, иногда нет.

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка
Когда-то девушкам было труднее поступить в университет, чем юношам, но теперь об этом можно прочитать разве что в книжках. Сейчас женщин в вузе даже больше, чем мужчин, но последним бастионом «старого мира» остаются STEM – так для краткости называют специальности в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Здесь женщин не более трети. Наталия Лебедева и Ксения Вилкова (Центр социологии высшего образования) изучили этот вопрос с точки зрения мотивации – как для учебы, так и для построения карьеры. Их статья «Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности
Неравенство часто называют главной проблемой системы образования. На первый взгляд кажется, что с его причинами всё более-менее понятно: у бедных семей меньше возможностей, чем у богатых, а у жителей села меньше шансов на успех, чем у городских школьников. Но на самом деле у неравенства есть более глубокие корни, уходящие в область культурных привычек, психологии разных семей. Поэтому не редки ситуации, когда один подросток мог бы получать блестящее образование, но и не думает идти в вуз, а другой заранее нацелен на лучший университет, несмотря на средние способности. Изучение социокультурных основ неравенства – большой проект Центра социологии культуры Инобра, недавно он получил грант РНФ. Аспиранты также включатся в эти исследования и могут сделать немало открытий, помочь системе образования создать больше возможностей для всех. Рассказывает научный сотрудник центра Екатерина Павленко.

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик
Чтобы добиваться успеха в жизни, нужно быть активным и самостоятельным. Умеет ли современная школа развивать эти качества – вопрос по-прежнему дискуссионный. Полина Гавриленко, аналитик проектно-учебной лаборатории по оценке эффективности государственных мер развития образования, изучила тренд деструктурации в школьных практиках – так называют постепенный распад какой-либо жесткой структуры. В данном случае – ритуалов, связанных с ходом урока и общением учителя и ученика. Исследовательница пришла к выводу, что потенциал для развития самостоятельности – скорее вне урока. А «от звонка до звонка» школьные традиции слишком сильны, чтобы ребенок или подросток принимал решения.

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне

Магистратуре не хватает «цифры» – пока студенты вынуждены искать недостающие компетенции на стороне
В магистратурах российских вузов недостаточно развивают цифровые компетенции студентов. На это обратили внимание исследователи Инобра Вышки и Финуниверситета при правительстве РФ. Также беспокоит территориальное неравенство: в вузах Сибири и юга России цифровые умения развивают хуже, чем в других российских макрорегионах. Это выявило исследование, проведенное в рамках проекта «Рождение российской магистратуры».

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании
В этом году семейному образованию в России исполняется 30 лет, но это только на бумаге. Когда в 1992 году такое право появилось в законе, пользовались им единицы. В последние годы семейное образование становится всё популярнее – только за прошлый учебный год число тех, кто учится дома, увеличилось почти на треть. Но пробелов в законодательстве по-прежнему много, одни и те же вопросы по-разному решаются в разных районах и школах, если ученики к ним прикреплены. Как лучше устранить эти пробелы, советуют эксперты Инобра – профессор института Алексей Майоров, заведующий лабораторией образовательного права Семён Янкевич и научный сотрудник лаборатории Надежда Княгинина. Их статья опубликована в журнале «Образовательная политика».

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании
На пути к полноценной цифровой трансформации школы остаётся много барьеров. Некоторые уже можно назвать традиционными, их на раз-два не устранишь – это проблемы с инфраструктурой, масштаб которых зависит от регионов, и нехватка финансов. Другие вполне решаемы – ведь можно учиться другому отношению к личным гаджетам в школе и объяснять родителям, что несут новые технологии. Команда лаборатории цифровой трансформации образования подготовила обзор этих барьеров – он выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.  

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи

В кружки и секции ходят почти 80% школьников: но это большинство очень неоднородно, – отмечают исследователи
Охват дополнительным образованием стал одной из тем исследования, выполненного в Инобре в рамках Мониторинга экономики образования (его ведет Вышка). Ксения Павленко и Юлия Дементьева из Центра исследований современного детства опубликовали доклад «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В нем они анализируют, какие школы и кружки и по каким причинам выбирают разные семьи.

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям

Студентам не хватает клиентоориентированности – в вузах учат не совсем так, как хотелось бы работодателям
У студентов и тех, кто определяет содержание высшего образования, шкала приоритетов не совсем совпадает с тем, что важно будущим работодателям. Это, в частности, касается такого понятия, как клиентоориентированность, но и не только его. Такой вывод делает группа исследователей Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, Артем Суходев и Дмитрий Гужеля. Их исследование касается надпрофессиональных компетенций начинающих специалистов и опубликовано в серии «Современная аналитика образования».