• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертиза

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов
Пару недель назад Вышка опубликовала мониторинг качества приема в российские вузы. Обсуждая его результаты, эксперты и пресса много говорили о «региональном развороте» и спорили, удается или нет восполнить дефицит инженеров для российской экономики. Более долгосрочные тенденции, выявленные по мониторингам последних нескольких лет, обсуждали на вторничном семинаре Инобра. Исследование провели Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина из Центра финансово-экономических решений в образовании.

Рутину надо отделять от творчества: на «Мастерской учителя» разбирали одну из самых популярных моделей педдизайна — 4C/ID

Рутину надо отделять от творчества: на «Мастерской учителя» разбирали одну из самых популярных моделей педдизайна — 4C/ID
Что общего между разработчиками приложений в Android, авиадиспетчерами и врачами? Возможно, ничего, кроме того, что в вузах Нидерландов их готовят при помощи четырехкомпонентной модели педагогического дизайна 4C/ID. В России о ней известно мало, этот пробел восполнила Елена Другова — в Центре социологии высшего образования она ведет исследования эффектов, связанных с применением этой модели, а на «Мастерской учителя» рассказала подробности о ней педагогам.

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями

Студентов познакомили с высокой модой в образовании: всё самое передовое: от педагогического дизайна до экспериментов с интервенциями
Вчера в Инобре побывали 40 студентов Смоленского государственного университета — организатором поездки стали коллеги из АНО «Россия — страна возможностей». Мы рассказали будущим педагогам обо всем самом передовом, что применяется в исследованиях и практике образования, провели экскурсию и квесты по центрам и лабораториям института. Команда магистерской программы «Педагогическое образование» не просто рассказала, что такое педагогический дизайн, а устроила интерактив с работой по станциям (когда команды меняются по часовой стрелке, выполняя задания по кругу), а Анастасия Капуза из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании объяснила, как устроены эксперименты и доказательные исследования.

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными
Сначала учиться, потом работать: раньше все примерно так и жили, но чем дальше, тем очевиднее, что эта схема ушла в прошлое. Сегодня на жизни человека сменяются несколько технологических циклов, приходится доучиваться, а то и менять профессию. Сегмент образования взрослых растет и уже охватывает около трети экономически активного населения. В Инобре попытались взглянуть на этот ландшафт целиком и обсудить тренды и проблемы с самими игроками рынка образования для взрослых.

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития
Восторженная героиня советского кино твердила, что «скоро ничего не будет — останется только телевидение», а сегодня что-то подобное иногда можно услышать про нейрообразование. Мол, в будущем эти технологии работы с мозгом «напрямую» вытеснят вообще всё. Так ли это, обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Аспирант департамента социологии факультета социальных наук Вышки Никита Отставнов провел своего рода ревизию — что сегодня известно о нейрообразовании, какие технологии в него включают и что мешает развитию этой сферы.

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях

Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях
Университеты часто сотрудничают со школами. Обычно это партнерство свысокорейтинговыми гимназиями и лицеями, поддержка мотивированных детей. Для этого создаются предуниверсарии, школы при университетах, учеба в которых направлена на подготовку абитуриентов. Упор делают на интеграцию форм и методов высшего образования в школьное, к работе со школьниками подключаются университетские преподаватели, старшеклассники принимают участие в конкурсах и олимпиадах, организованных университетом. Такая система работы со школами уже много лет ведется в Вышке под руководством проректора Вадима Башева. Но как же другие школы?  Ведь важно работать и с менее мотивированными школьниками, которые, возможно, и не подозревают о своем потенциале.

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.

К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы

К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы
Разным народам бывает так сложно понять друг друга, особенно если у них совсем разные школы. До какой степени различаются французская и российская системы общего образования, сказать сложно: с одной стороны, много похожего, так, например, национальный экзамен Франции все больше похож на систему ЕГЭ. С другой стороны, участники первой в новом году «Мастерской учителя» изумлялись некоторым традициям: ой, а зачем детей на переменах всегда выгоняют на улицу?.. О французской школе рассказывал ее выпускник, а ныне студент нашей программы «Педагогическое образование» Уго Кавитт.

Одиночество студента: почему вузам нужны службы психологической поддержки первокурсников

Одиночество студента: почему вузам нужны службы психологической поддержки первокурсников
Пандемия выявила столько скрытых проблем образования, что ученые продолжают исследовать ее опыт. В центре внимания сотрудников Центра социологии высшего образования (Иван Груздев, Евгений Терентьев) и лаборатории «Развитие университетов» (Нияз Габдрахманов, Олег Лешуков) оказалась самооценка эффективности обучения первокурсников — что с ней произошло во время ковида. Оказалось, что технические проблемы сыграли далеко не главную роль в ее падении. Гораздо тяжелее начинающие студенты пережили проблемы с социализацией в вузе — вернее, так: недостаток социализации больше всего бьет по их самочувствию, просто пандемия показала это наиболее ясно.