На вторничном семинаре состоялось обсуждение потерь в качестве образования, связанных с пандемией, и подходов к их оценке. С докладами выступили Роман Звягинцев, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Тигран Шмис – старший специалист в области образования Всемирного банка.
Экспертиза
Россия огромна и по-разному обеспечена связью. Где-то интернет «летает», а где-то еле «ползает». Сейчас эти технические нюансы стали мощным фактором образовательного неравенства, поэтому важно понять, кому нужна помощь, а кто может делиться опытом. Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Александр Мендель изучил, какие возможности есть для образования в разных федеральных округах.
Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».
Регионы преодолевают форс-мажор по-разному. От чего зависели их успехи и неудачи, кто готов проявлять инициативу, и какую роль сыграл возраст учителей, выяснили Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова, Надежда Бысик, Константин Анчиков — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования.
Всё как у взрослых, только ещё труднее, потому что не все научились организовать своё время. Одни ищут новые хобби, другие тратят время на ленту соцсетей и сериалы Центр исследований современного детства продолжает изучать жизнь подростков на самоизоляции. Эксперты побеседовали с подростками 14 – 17 лет о том, чем они занимаются после уроков и удается ли им адаптировать свои увлечения к новым условиям.
«Соскучился по друзьям» – хрестоматийная жалоба, но оказывается, что подростки переживают в изоляции не только это. Кто-то рад тому, что пандемия оградила его от неприятных контактов в классе, а кто-то «расширяет границы» и теперь тусуется с иностранцами, а не только с ребятами из своего двора. Центр исследований современного детства Инобра ВШЭ продолжает изучать разные аспекты «новой реальности» российских подростков.
На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.
Школам и вузам пришлось непросто в период карантина, но среднему профессиональному образованию – труднее всех. В колледжах чаще всего готовят технических специалистов – «работу руками» не переведешь в онлайн. А высокая доля выходцев из бедных семей среди студентов усложняет дистанционную учебу даже тогда, когда она возможна: не у всех есть компьютеры, интернет и другие элементарные условия. Как решить эти проблемы системы СПО – может подсказать опыт других стран. Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Ольга Романова и Федор Дудырев обобщили его в докладе для серии «Современная аналитика образования Express».
Можно ли перевести экзамены в онлайн? Тема стала одной из самых обсуждаемых с начала карантина. Пока задача оказалась непосильной: ОГЭ отменили, ЕГЭ перенесли на неопределенный срок. Но с чего начинать путь к онлайн-экзаменам, если рано или поздно решимся? Аналитики Центра психометрики и измерений в образовании Инобра ВШЭ изучили опыт нескольких стран, которые перешли на онлайн-экзамены еще до пандемии. Оказалось – существуют два пути, но с единым принципом: постепенность изменений – иначе общество отказывает в доверии.
Во времена тотального онлайна все говорят о многообразии платформ и инструментов, но это не главное. И даже содержание образования не всегда имеет решающее значение. Как никогда, сегодня важно вспомнить азы: тонко работать с мотивацией и правильно «дергать за ниточки», чтобы ученик по другую сторону экрана «включился», считает Наталия Киселева – учитель из мирового ТОП-50 и выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ. Появился шанс построить новую школу, в которой учитель не просто транслирует знания, но становится организатором и модератором образования ребенка.