Самостоятельность школьника в России часто сводится к умению делать уроки без помощи взрослых, а развитие инициативы и способности принимать решения остается без внимания учителей. Об этом пишет Полина Гавриленко в своей диссертационной работе.
Новости
Когда у руководителей образования появляются сложные вопросы или возникает необходимость выбора, оставить догадки и взглянуть на реальные данные не кажется плохой идеей. На первом открытом семинаре этого сезона эксперты Института образования поделились опытом, как исследования помогают находить эффективные решения даже в тех ситуациях, где на первый взгляд не видно очевидных путей.
Школьники, которые активно участвуют в кружках, секциях и занятиях с репетиторами проявляют больше самостоятельности и инициативы в учебе и жизни. Эту способность ученые называют агентностью. Исследователи Михаил Гошин и Павел Сорокин представили на конференции ECER-2024 в Никосии доклад о факторах, которые помогают развивать это качество у школьников. Их выводы основаны на масштабном опросе учеников 4-8 классов в Ярославле.
Студент после подработки уже не считает чашки выпитого кофе, пытаясь подготовиться к экзамену и закончить проект. Преподаватель, перегруженный лекциями, проверкой тестов и статьями, устало смотрит на часы. Такие сцены знакомы каждому, кто связан с вузовской жизнью. Но так ли должно быть?
Некогда массовые и бесплатные кружки и секции стали роскошью для многих детей в постсоветских странах. Диссертация Ивана Иванова раскрывает изменения во внешкольном образовании за последние три десятилетия. Сегодня на 44% меньше детей посещают дополнительные занятия по сравнению с 1989 годом. Это особенно заметно в сельской местности.
В России набирают популярность альтернативные формы получения среднего образования. С 2016 года число детей, обучающихся вне школьных стен, выросло в десять раз. Всплеск интереса к семейному обучению и онлайн-школам пришелся на пандемию, однако тенденция сохранилась и после. Родителей привлекает индивидуальный подход к обучению ребенка. Тем не менее, доля таких учеников пока незначительна. Об этом пишет «Коммерсантъ» с комментариями наших экспертов.
Умение ставить цели, выбирать способы учебы, следить за своими успехами и справляться с эмоциями — все это называется саморегуляцией. И чем лучше она развита у ребенка, тем успешнее он учится в школе. Об этом пишет Диана Ахмеджанова в журнале «Вопросы образования» на основании результатов российских и зарубежных исследований.
Гладко было на бумаге, да овраги никуда не делись. Диссертационное исследование Олега Баженова показало значительный разрыв между образовательными стандартами и школьной реальностью. Учителя вынуждены балансировать между требованиями государства, учебным планом и ожиданиями родителей, что приводит к существенным отличиям содержания школьных занятий от требований официальных документов.
Представьте: студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, а исследователь из Пекина обсуждает проект с коллегами в Сан-Паулу. Это не фантастика, а вполне достижимое будущее — о нем говорили на международной школе исследователей высшего образования у озера Иссык-Куль в Кыргызстане.
Мамы детей с нарушением слуха из Санкт Петербурга написали и нарисовали необычный комикс, который вышел в финал конкурса «Инновации в образовании». Главные герои — мальчик с кохлеарным имплантом, девочка-вундеркинд, которая знает жестовый язык, и глухой подросток, но авторы изобразили их не как людей с ограничениями, а как супергероев. В этой инклюзивной истории ограничения дают персонажам уникальные способности.