В XXI веке сферу образования нельзя рассматривать в отрыве от экономики, поскольку ее развитие способствует ускорению многих процессов. Повысить престиж образования и модернизировать подготовку педагогов – одна из ключевых задач, которые ставит перед собой НИУ ВШЭ. Для этого не нужно перестраивать систему, надо понять, чего в ней не хватает: определить «болевые» точки и уделить большее внимание кадровой политике. Об этом с участниками второй смены поговорили руководитель образовательной программы НИУ ВШЭ, академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Олег Федоров и директор Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Экспертиза
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировав заявки, поданные на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), выделили сферы и предметные области, в которых сегодня наиболее активно развиваются низовые инновации в сфере образования. По мнению экспертов, инновации такого типа могут рассматриваться, с одной стороны, как индикаторы дефицитов системы образования, а с другой — как ниши, имеющие высокий потенциал для роста.
Эксперты Института образования и Института демографии НИУ ВШЭ проанализировали динамику охвата молодежи средним профессиональным образованием (СПО) за 2005-2015 гг. и составили демографический прогноз о том, как будет изменяться численность 15–19-летних в субъектах РФ до 2030 года.
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали общие тренды в высшем педагогическом образовании и представили результаты исследования в новом выпуске сборника «Факты образования».
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ оценили совокупность условий и ресурсов, которые позволяют школам и организациям дополнительного образования реализовывать современные образовательные программы, формирующие компетенции XXI века. По результатам исследования был подготовлен «Индекс инновационной образовательной экосистемы регионов России», представленный на Петербургском международном экономическом форуме – 2017.
Эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ выяснили, что учителям не хватает компетенций работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеющими проблемы в поведении.
Эксперты Института образования Высшей школы экономики проанализировали современные тенденции развития программ магистратуры в российских вузах, показав динамику приема студентов на программы магистратуры, формы обучения, дифференциацию регионов и вузов по популярности магистерских программ.
Вышел новый доклад серии «Современная аналитика образования», посвященный функционированию коллегиальных управленческих органов с общественным участием в университетах зарубежных стран.
На сайте IQ опубликован материал об исследовании, проведенном научными сотрудниками Инобра Мариной Пинской и Аленой Пономаревой. Результаты исследования поазывают, что молодые учителя не успевают осваивать современные методики преподавания, и их ученикам может быть труднее получить максимум знаний, умений и навыков.
Эксперты Института образования проанализировали региональную практику внедрения подушевого нормативного финансирования дошкольного, общего и дополнительного образования. Этой теме посвящен новый выпуск серии «Современная аналитика образования» под названием "Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации".