• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ

Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ
Считанные недели до экзамена: что делать учителю после месяцев вынужденного онлайна? Советы дают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская — научные сотрудники Центра исследований современного детства ВШЭ. Опыт дистанта многих запутал — когда учеба, а когда личное время. Готовятся день и ночь, переутомляются, вредят своему здоровью и снижают шансы на успех. Задача учителя — мягко, без нравоучения, напомнить про режим дня. Кроме «биологического» есть и психологическое основание: предсказуемость помогает притушить тревогу.

Как образованию выйти из коронавирусного шока

Как образованию выйти из коронавирусного шока
Вирус уходит — проясняются уроки чрезвычайной ситуации: что делать дальше? Обсуждаем на трех итоговых семинарах Института образования НИУ ВШЭ

Утомленные онлайном

Утомленные онлайном
Отношение российских студентов к дистанционной учебе становится более критичным, — показало исследование Инобра и Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, проведенное совместно с Томским государственным университетом. Большинство студентов не готовы к полной замене традиционных занятий онлайном. За время пандемии накапливается усталость от трудностей, среди которых — проблемы с интернетом, недостаток общения с однокурсниками. Вместе с тем, треть студентов остаются сторонниками онлайна и предпочитают дистанционный формат очному. Эксперты рассказали об этом на совместном вебинаре ВШЭ и Всемирного банка «Как студенты переживают COVID-19? Последние выводы по России в глобальном контексте».

Магистратура Вышки до аспирантуры доведет

Магистратура Вышки до аспирантуры доведет
Инобр облегчает задачу тем, кто уже на студенческой скамье решил учиться в аспирантуре  с намерением получить научную степень PhD in Education. Институт открыл трек «магистратура – аспирантура»: с первого года магистратуры возможно осваивать часть аспирантской программы, что облегчит дальнейшее поступление, учебу и, наконец, защиту. Это прямой путь в аспирантскую школу по образованию – единственную в России, а в дальнейшем — к научной и экспертной работе в любых областях, связанных с человеческим капиталом.

«Чтобы развиваться вузы, колледжи и даже школы должны научиться выстраивать собственную коммуникационную стратегию»

На вторничном семинаре состоялась дискуссия, посвященная роли СМИ и пресс-служб образовательных организаций в информировании населения о том, какие процессы происходят в сфере образования «Медиакоммуникации в образовании: генератор или провокатор?»
Семинар приурочен к трехлетию создания в НИУ ВШЭ проектно-учебной лаборатории медиакоммуникаций в образовании. 

«Попытка учить по-старому обречена на провал»

«Попытка учить по-старому обречена на провал»
Онлайн-бои, виртуальная реальность, интенсивы и экспертные сессии от топ-менеджеров: так в Омском государственном техническом университете учат «цифровому мышлению». Обходиться по старинке лекциями нельзя, потому что преподаватель уже не «абсолютный носитель информации». Студенту и без него доступно море информации: важно, как преобразовать ее в знания, считает Наталья Прокудина, начальник учебно-методического управления ОмГТУ и студентка магистерской программы «Управление в высшем образовании» ВШЭ. Вместе с командой коллег она получила премию «Мы в будущем», учрежденную ПАО «Газпром нефть».

Колледжи за бортом цифровизации

Колледжи за бортом цифровизации
Среднему профессиональному образованию дистант дался тяжелее всех – и не только потому, что многим навыкам «синих воротничков» трудно научиться онлайн. Этот сегмент остался вне зоны внимания как разработчиков цифровых решений, так и федеральных проектов. Специальные решения предлагали лишь единичные регионы и провайдеры. Избежать таких ситуаций в будущем – главная задача: и региональным властям, и самим колледжам нужен план действий на случай нового форс-мажора. Об этом пишут исследователи Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ в докладе «Система СПО в условиях пандемии: региональные практики», подготовленном на основе новостей в СМИ.

Центры творчества дрогнули, но устояли

Центры творчества дрогнули, но устояли
Педагоги кружков и центров детского творчества еще меньше довольны опытом дистанта, чем дети и родители. Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ продолжает изучать, как участники образовательного процесса отнеслись к онлайн-занятиям. Недавно мы рассказали о мнениях учеников и их семей — теперь слово учителям. Эксперты опросили 5345 педагогов и 621 руководителя из государственных и муниципальных организаций.

Как учить, если надо лечить

Как учить, если надо лечить
Детей, которые подолгу лежат в больнице, надо учить, но как это делать? Школы при крупных больницах существуют, но здесь всё иначе – не как в обычной школе. Начиная от таких, казалось бы, технических деталей, как невозможность жесткого расписания, и заканчивая спецификой эмпатии. Учитель не может не сопереживать страданиям ребенка – а значит, и его эмоциональное выгорание будет другим. Термин «госпитальная педагогика» появился совсем недавно, эта область мало исследована, учителя и директора госпитальных школ сталкиваются со множеством методических и организационных проблем. К их решению подключились студенты Инобра: на площадке «УчимЗнаем» прошли защиты двух первых студенческих исследований по этой теме.

«Экзамены, скорее, фиксируют неравенство, чем генерируют его»

Каждый переход на следующую образовательную ступень связан со сдачей экзаменов, которые могут либо определять дальнейшую траекторию образования, либо сигнализировать об успеваемости. На вторничном семинаре Татьяна Хавенсон и Татьяна Чиркина представили результаты исследования, в котором сравнивается роль тестов с разным уровнем ставок и социально-экономических характеристик семьи.