Массовые онлайн-курсы не уступают вузовским лекциям и семинарам по образовательным результатам, если их правильно организовать. Но барьер все-таки есть – психологический. Об этом сообщают исследователи Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ. Вместе с коллегами из Уральского федерального университета они провели эксперимент в трех университетах Поволжья – сравнивали форматы обучения для 325 человек, образовательные результаты и субъективное восприятие разных типов курса самими студентами. Важно, что эксперимент проводился еще накануне пандемии: если даже «в мирных условиях» онлайн-курсы почти не уступают традиционным, то опыт вынужденного дистанта тем более добавит онлайну очков, потому что это перестанет быть непривычным форматом.
Новости
Как создать мощный исследовательский университет — мировые эксперты рассказали китайским коллегам. В Шанхае издан перевод книги «Ускоренные университеты. Идеи и деньги объединяются, чтобы построить академическое превосходство». Ее авторы — известные ученые Филипп Альтбах, Лиз Райсберг, Джамил Салми и Исак Фрумин. Они разбирают кейсы восьми молодых университетов, которые быстро заняли топовые позиции в национальных и международных рейтингах. В их числе – Высшая школа экономики.
На вторничном семинаре состоялось обсуждение потерь в качестве образования, связанных с пандемией, и подходов к их оценке. С докладами выступили Роман Звягинцев, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Тигран Шмис – старший специалист в области образования Всемирного банка.
Россия огромна и по-разному обеспечена связью. Где-то интернет «летает», а где-то еле «ползает». Сейчас эти технические нюансы стали мощным фактором образовательного неравенства, поэтому важно понять, кому нужна помощь, а кто может делиться опытом. Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Александр Мендель изучил, какие возможности есть для образования в разных федеральных округах.
Кампусы придётся немедленно закрыть: эта новость, прозвучавшая в середине марта, стала потрясением для всей системы высшего образования. Может, она и не была внезапной: в Россию пришла пандемия коронавируса, а в январе-феврале очные занятия прекратили вузы Китая и Европы. Но мало кто верил, что в такой ситуации удастся мгновенно перевести весь учебный процесс в онлайн. То, что происходило в конце марта – начале апреля в российских вузах, эксперты ВШЭ назвали «Штормом первых недель». Так названо исследование, подготовленное аналитиками Института образования при участии коллег из Минобрнауки, вузов и других организаций. Оно издано в серии «Современная аналитика образования».
Страх потерять работу из-за того, что плохо удаются уроки онлайн, похоже, не входит в число главных тревог учителей. А вот рост объемов работы из-за дистанта кажется им более реальной угрозой. Настроение педагогов изучили эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании. Опрос проводился параллельно с вебинарами, в ходе которых учителей консультировали по самым актуальным правовым и экономическим вопросам: как переход на новый формат скажется на зарплате, какой станет летняя нагрузка или как в новых условиях изменились обязанности.
Регионы преодолевают форс-мажор по-разному. От чего зависели их успехи и неудачи, кто готов проявлять инициативу, и какую роль сыграл возраст учителей, выяснили Сергей Заир-Бек, Татьяна Мерцалова, Надежда Бысик, Константин Анчиков — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования.
Всё как у взрослых, только ещё труднее, потому что не все научились организовать своё время. Одни ищут новые хобби, другие тратят время на ленту соцсетей и сериалы Центр исследований современного детства продолжает изучать жизнь подростков на самоизоляции. Эксперты побеседовали с подростками 14 – 17 лет о том, чем они занимаются после уроков и удается ли им адаптировать свои увлечения к новым условиям.
Студентам не хватает паузы между двумя ступенями высшего образования. Большинство «автоматически» переходят из бакалавриата в магистратуру того же вуза по той же специальности, не пользуясь возможностью скорректировать свой трек. А, вот, те, у кого был перерыв после бакалавриата или специалитета, чаще отмечают, что поступили в магистратуру для саморазвития и меняют направление подготовки.
«Соскучился по друзьям» – хрестоматийная жалоба, но оказывается, что подростки переживают в изоляции не только это. Кто-то рад тому, что пандемия оградила его от неприятных контактов в классе, а кто-то «расширяет границы» и теперь тусуется с иностранцами, а не только с ребятами из своего двора. Центр исследований современного детства Инобра ВШЭ продолжает изучать разные аспекты «новой реальности» российских подростков.