Последние несколько лет в России стали говорить о «мигрантских» школах, в которых учится больше детей мигрантов, чем в других средних учебных заведениях. Чаще всего под мигрантами в России понимаются выходцы из стран Средней Азии и Кавказа. С докладом о появлении «мигрантских» школ в России на еженедельном вторничном семинаре выступила Екатерина Деминцева, специалист по миграционным исследованиям НИУ ВШЭ.
Новости
Школам и вузам пришлось непросто в период карантина, но среднему профессиональному образованию – труднее всех. В колледжах чаще всего готовят технических специалистов – «работу руками» не переведешь в онлайн. А высокая доля выходцев из бедных семей среди студентов усложняет дистанционную учебу даже тогда, когда она возможна: не у всех есть компьютеры, интернет и другие элементарные условия. Как решить эти проблемы системы СПО – может подсказать опыт других стран. Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Ольга Романова и Федор Дудырев обобщили его в докладе для серии «Современная аналитика образования Express».
Можно ли перевести экзамены в онлайн? Тема стала одной из самых обсуждаемых с начала карантина. Пока задача оказалась непосильной: ОГЭ отменили, ЕГЭ перенесли на неопределенный срок. Но с чего начинать путь к онлайн-экзаменам, если рано или поздно решимся? Аналитики Центра психометрики и измерений в образовании Инобра ВШЭ изучили опыт нескольких стран, которые перешли на онлайн-экзамены еще до пандемии. Оказалось – существуют два пути, но с единым принципом: постепенность изменений – иначе общество отказывает в доверии.
К развитию программ непрерывного образования в университетах России подключатся немецкие коллеги. О начале совместной работы в этом направлении объявили Центр развития навыков и непрерывного образования Инобра ВШЭ и Немецкий институт образования взрослых (DIE). Вышка и институт подписали договор о сотрудничестве на пять лет: он предполагает общие проекты в двух направлениях.
Во времена тотального онлайна все говорят о многообразии платформ и инструментов, но это не главное. И даже содержание образования не всегда имеет решающее значение. Как никогда, сегодня важно вспомнить азы: тонко работать с мотивацией и правильно «дергать за ниточки», чтобы ученик по другую сторону экрана «включился», считает Наталия Киселева – учитель из мирового ТОП-50 и выпускница программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ. Появился шанс построить новую школу, в которой учитель не просто транслирует знания, но становится организатором и модератором образования ребенка.
Рынок EdTech стремительно меняется: его игроки ощутили большой приток новых пользователей и расширяют функционал и возможности программ и платформ. Каждую неделю мы фиксируем новые сервисы. Образовательному сообществу трудно отслеживать такие быстрые изменения. Лаборатория цифровой трансформации образования Инобра ВШЭ запускает дайджест новинок, которые могут быть интересны учителям, вузовским преподавателям, родителям и самим школьникам и студентам. В пилотном выпуске – обзор новых российских цифровых продуктов для средней школы.
На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.
В странах, где эпидемия пошла на спад, школы открывают двери. Почти везде это вызывает дискуссии – не рано ли, кто, когда и как первым войдет в класс. Не исключено, что Россию через несколько месяцев ждут похожие споры.
Ущерб от любого бедствия можно подсчитать. Но если это не материальные потери, а «скрытый» урон в образовании школьников? Он еще опаснее, потому что имеет отложенное значение. Ведет к неуспешности во взрослом возрасте и наносит удар по человеческому капиталу. Важно спрогнозировать его и планировать антикризисные меры, возможно уже на лето и на новый учебный год. Центр общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ представил обзор возможных вариантов оценки ущерба, который нанесло качеству образования закрытие школ, и мер, позволяющих его снизить. Доклад «Потери в обучении из-за пандемии Covid-2019: прогнозирование и поиск способов компенсации» вышел в серии «Современная аналитика образования Express».
Россия оказалась самой активной участницей «Школьного Барометра» – международного проекта, запущенного в Швейцарии. Исследователи измеряли самочувствие участников образовательных отношений в онлайн-школе в нескольких европейских государствах, анкетировали учеников, учителей, управленцев, чиновников и родителей. Последние оказались наиболее активными: в России анкеты родителей составили около половины от общего числа, похожая картина – и в других странах. Всего за две недели эксперты Института образования НИУ ВШЭ при содействии их коллег из разных организаций и регионов собрали более 70 тысяч анкет. Это абсолютный рекорд «барометра» – больше, чем собрано в Австрии, Германии, Франции и Швейцарии вместе взятых. Такая база данных поможет не только увидеть весь спектр мнений и проблем школы в онлайне, но и наметить первые очертания школы завтрашнего дня.